Начиная дискуссию о медицинском образовании: первый шаг в начало новой захватывающей эры

Резюме

Мы начинаем публикацию серии коротких статей профессора Тревора Гиббса (Trevor Gibbs), затрагивающих основные принципы, используемые в современном медицинском об­разовании.

Профессор Тревор Гиббс начал заниматься профессиональным образованием и органи­зацией практических занятий в медицинском образовании, работая врачом общей практики в Великобритании. Окончив магистратуру по двум специальностям - клиническая медицина и медицинское образование - в университете Leeds, он успешно занимал должность директо­ра по обучению общей практике и был старшим преподавателем в области первичной медицин­ской помощи в Ливерпульском университете, лидирующем в области образовательных про­грамм по общей практике в Великобритании.

В 2001 г. он уехал в Южную Африку, где на факультете здравоохранения университета Кей­птауна успешно занимал должность руководи­теля образования в области здравоохранения и был директором образовательных программ по таким специальностям, как семейная медици­на и первичная медицинская помощь.

Аналогичные должности он занимал в Бах­рейне, Шотландии, Гонконге и на Украине; его работа всегда была направлена на совершенст­вование учебных программ и развитие первич­ной медицинской помощи.

В настоящее время профессор Гиббс является консультантом ВОЗ по образованию в области медицины и первичной врачебной помощи, ди­ректором по развитию международной ассоци­ации медицинского образования, заместителем редактора журнала "Medical Teacher", исполни­тельным директором по международным воп­росам Королевского колледжа врачей общей практики Шотландии и сохраняет посты при­глашенного профессора по медицинскому обра­зованию в Сирии, Китае, Японии и на Украине.

Интересы профессора Гиббса заключаются в содействии и организации образования в об­ласти здравоохранения в развивающихся стра­нах, в проблемах социальной ответственности в медицинском образовании, развитии дружест­венных молодежи медицинских услуг, взаимо­связи между образом жизни и здоровьем, пуб­ликации по медицинскому образованию.

Мед. образование и проф. развитие. - 2010. - № 2. - С. 23-25.

"Господа, от Вашего профессионального взгляда не должно было ускользнуть, что в мире существует всего 2 типа людей - врачи и пациенты. Как пациент я должен сказать, что обычный пациент смотрит на обычного врача взглядом офицера, отдавшего приказ и смотрящего на воюющие войска. Чем больше обученных людей разделяет его самого с врагом - тем лучше.

Но какими должны быть образование и квалификация этих людей?"

Редьярд Киплинг, 1908 (R. Kipling, 1908)

В 1993 г. General Medical Council опубликовал очень значимую работу "Врачи завтрашнего дня" (General Medical Council, 1993), переизданную в 2003 и 2009 гг. (General Medical Council, 2003, 2009). Цель данной работы - привлечь внимание к изменяющимся потребностям здравоохранения и, следовательно, к необходимости преобразовать систему медицинского образования из модели, которая использовалась долгие годы, в современную, позволяющую подготовить врача XXI века. Постоянно возрастающие требования к здравоохранению, в том числе экспоненциальный рост базовых медицинских знаний, и различные способы преподавания медицинских наук привели к тому, что от врачей XXI века ожидают умение быстро усваивать и применять новые, все возрастающие знания, в своей практике.

Конечно, врач не может быть "источником всех знаний", но если спросить у пациента, чего он ожидает от врача, то в ответ мы, скорее всего, услышим, что пациенту нужен "добрый, тактичный врач с глубокими знаниями, применимыми для этого пациента в момент обращения, который сумеет выслушать и сумеет применить эти знания с пользой для здоровья и самочувствия пациента"

Поэтому можно сравнить возрастающие требования к практикующему врачу, готовому быстро реагировать на меняющиеся потребности отдельного пациента, с требовательным миром медицинского образования, в котором сейчас вносится масса изменений с целью получения "жизнеспособного продукта", готового к согласованной работе с современной системой здравоохранения. Но как управлять этими двумя сущностями и ежедневно балансировать между ними?

Один из способов - преобразовать медицинское образование на додипломном и последипломном этапах. Большинство специалистов в здравоохранении знают об изменениях, произошедших в сфере базового медицинского образования.

Произошли изменения в стиле преподавания. Прошли времена доминирования лекционного стиля с накоплением массы фактического материала и оценкой компетенции преподавателя его умением механически повторять эту информацию, не понимая смысла. Его сменили занятия в малых группах с исследовательским подходом к обучению, изучением реальных ситуаций и клинических случаев, использованием доказательной медицины.

Появляются новые преподаватели, которые обучались традиционными методами, но сейчас объединяются в аккредитованные национальные и международные ассоциации и оказывают значительное влияние на медицинское образование. Но каковы будут последствия подобных изменений?

Главным потребителем медицинского образования можно назвать учащегося, его фокус направлен на студента или ординатора, но не на пациента (Ja. Shea, 2001). Иногда исследования в области медицинского образования показывают, что оно влияет больше на общество, пациентов и трудоустройство (A.A. Kuo, 2001; G. Ives, A. Howe, 2001).

Давайте обратимся к Бернарду Расселу:

"У нас есть две морали, которые существуют бок о бок: одна, которую мы проповедуем, но не следуем ей в практической деятельности, и другая, которую мы часто используем в жизни, но редко проповедуем" (B. Russell, 1928).

Мы должны давать студентам такое образование, которое было бы применимо в их медицинской практике по окончании образования.

Если мы верим, что результат базового и последипломного образования "выпустить врача, который обеспечит высококачественное медицинское обслуживание как отдельного пациента, так и общества в целом, который будет продолжать учиться и профессионально развиваться на протяжении всей своей карьеры, который будет трезво оценивать свои профессиональные достижения и который будет стремиться развиваться - и все это в рамках командного подхода и с учетом особенностей страны", мы должны отслеживать, совершенствовать и применять образовательные принципы к каждодневной практике.

В этой серии коротких статей мы постараемся описать некоторые принципы, используемые в медицинском образовании. Они отражают личные мнения авторов и необходимы для возбуждения дискуссии о том, как эти принципы могут быть использованы в практике для улучшения повседневной деятельности и получения обратной связи.

Мы надеемся, что в эпоху непрерывного образования не нужно объяснять, почему перемены необходимы, почему нам нужно идти в ногу со временем как в медицинской, так и в образовательной сферах, почему необходимо приобретать преподавательскую квалификацию, почему необходимо расширять свои знания о новых образовательных методиках и подходах к поддержке обучения, независимо от сферы клинической деятельности.

Список литературы опубликован на сайте www.medobr.ru.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»