Качество курсов, оцениваемых по "прогнозам", а не по мнению: возможность получения аналогичных результатов при меньшем количестве респондентов

Резюме

Предпосылки: слишком низкий процент ответивших - известная проблема при анкетирова­нии студентов. Опыт прогнозирования ответов электората, требующий намного меньшего объема выборки, позволил адаптировать этот подход к оценке курса. По прогнозу, для установления усредненного мнения одноранговых участников и получения сопоставимых результатов потребует­ся меньше респондентов, чем высказавших свое мнение.

Методы: два исследования оценки курсов среди успевающих студентов 1-го курса медицин­ского университета (n=380 и 450 соответственно). Исследование 1: половина группы отвечала на 9 вопросов, другая половина прогнозировала средние результаты. За 3 лучших прогноза полагался приз (мотивационный способ). Исследование 2: половина группы отвечала на вопросы, четверть прогнозировала результаты без приза, четверть делала прогноз с учетом прошлогодних результатов (когнитивный способ). Количество респондентов, необходимое для стабильных результатов, определялось после итерационного процесса. Различия между необходимым количес­твом респондентов и средними показателями анализировали при помощи критерия ANOVA.

Результаты: в обоих исследованиях условия прогнозирования потребовали значительно мень­шего количества респондентов (p<0,001) для сопоставимых результатов. Для информированного прогнозирования понадобилось наименьшее количество респондентов (n<20).

Заключение: для уменьшения проблем с количеством ответивших нужно просить респонден­тов предсказать результаты исследования, а не высказать собственное мнение.

 

Medical Teacher, Volume 32, No 10, 2010, pages 851-856.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»