The use of the technology «Debate» for the building of legal competences of college students

To the content 4 . 2017

AbstractBased on the experience in teaching humanities and social science disciplines in the system of secondary vocational education, the peculiarities of using the technology "Debate" for the formation of legal competences of students are considered. The article shows the possibilities of the technology in question to provide students' motivation to learn, development of effective communication skills, ability to express and argue their opinions, to convince the audience and to achieve set aims.

Keywords:• debate • legal competence • teaching method • motivation

Meditsinskoe obrazovanie i professional’noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2017; (4): 65–9.

Образование является одним из при­оритетных направлений в работе го­сударства и вектором развития общества. Происходящие в России в последние де­сятилетия изменения в характере образо­вания, его направленности, целях и содер­жании, а также в построении новой модели образования на основе компетентностного подхода и расширение пространства педа­гогической деятельности актуализируют проблему формирования правовой компе­тенции студентов профессиональных об­разовательных организаций [1].

На протяжении многолетнего развития педагогических наук всегда являлся актуаль­ным вопрос об эффективных технологиях обучения. Современный уровень развития общества побуждает специалистов в обла­сти образования к поиску новых, еще более эффективных образовательных технологий. С учетом обозначенных проблем встает во­прос, как организовать педагогический про­цесс, направленный на формирование пра­вовых компетенций в профессиональных образовательных организациях, и каковы условия формирования таких компетенций.

Основная задача педагога в современ­ной системе образования - организация условий, направленных на освоение сту­дентами профессиональных компетенций, соответствующих определенной квалифи­кации и уровню образования, что вызывает необходимость использования техноло­гий, ориентированных на обучение через моделирование профессиональных затруд­нений и поиска путей их решения [2].

Концепцию "учения через деятель­ность" предложил американский ученый Дж. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обу­чении:

- учет интересов студентов;

- учение через обучение мысли и дей­ствию;

- познание и знание - следствие преодо­ления трудностей;

- свободная творческая работа и сотруд­ничество [3].

В отечественной педагогике и психо­логии теория деятельности формирова­лась благодаря исследованиям Л.С. Вы­готского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности студентов, при котором они не являются пассивными "приемниками" ин­формации, а сами активно участвуют в учеб­ном процессе.

Деятельностный подход в обучении состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих личностно-смысловой характер. Учебные задачи становятся интегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей действий являются действия умственные. В этой связи особое внимание уделяется процессу выработки стратегий действования, учеб­ным действиям, которые определяются как способы решения учебных задач. В теории учебной деятельности с позиции ее субъекта выделяются действия целеполагания, программирования, планирова­ния, контроля, оценивания. А с позиции самой деятельности - преобразующие, исполнительские, контрольные. Боль­шое внимание в общей структуре учеб­ной деятельности отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (са­мооценки). Самоконтроль и оценка пре­подавателя способствуют формированию самооценивания. Функция преподавателя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Вы­готский, "учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения" [4].

Профессиональные компетенции могут сформироваться только тогда, когда в обу­чении используются не только стандарт­ные, но и нестандартные формы обучения, такие как ролевые игры, уроки-брифинги, круглые столы, уроки-состязания, пресс-конференции, деловые игры и др.

На таких занятиях трудно свести сущ­ность образовательного процесса к пере­даче фактических данных и информации. Применяя компетентностный подход, мы вовлекаем студентов в процесс напряженных профессиональных поисков, исследо­ваний. Одной из технологий, которая отве­чает обозначенным требованиям, является образовательная технология "Дебаты".

Слово "дебаты" (от фр. debats) обозначает прения, обмен мнениями на каком-либо со­брании, заседании. Их задача - всесторонне обсудить проблему, чтобы разобраться в ее сути, сделать доступным понимание того или иного факта, события, точки зрения.

Образовательная технология "Дебаты" не только обеспечивает вовлечение сту­дентов в интересную игру, но и пред­ставляет эффективное средство для их развития, формирования компетенций, необходимых для успешной жизнедеятель­ности в условиях современного общества. "Дебаты" способствуют формированию критического мышления, собственной позиции, навыков системного анализа, искусства аргументации; развитию воли, памяти, умения сопоставлять, сравни­вать, самостоятельно добывать различного рода информацию по актуальным для че­ловека и общества проблемам. Они пред­полагают активное включение каждого студента в поисковую, познавательную деятельность, организованную на осно­ве внутренней мотивации, организацию совместной деятельности, партнерских отношений в коллективе, а также обеспе­чение диалогичности общения и во внеу­рочной деятельности. Многолетний опыт нашей работы подтверждает возможность использования "Дебатов" при преподава­нии гуманитарных и обществоведческих дисциплин в системе среднего профессио­нального образования.

На сегодняшний день технология "Де­батов" получила статус педагогической образовательной технологии и активно используется в современной педагогике как отдельный метод на уроке или целое занятие. В "Дебатах" могут участвовать студенты и преподаватели, объединившись общим стремлением к знаниям и компе­тенциям [5].

Рассмотрим на примере образователь­ную технологию "Дебаты". Повторим, что "Дебаты" - это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дис­куссии, которая ведется по определенным правилам. Суть "Дебатов" заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты и опровержения предложенного тезиса, чтобы убедить присутствующих в своей правоте. Подобного рода формализован­ные обсуждения имели место в россий­ской системе образования еще в XVIII в. и назывались диспутами. Использование "Дебатов" в процессе обучения способ­ствует созданию устойчивой мотивации обучения, так как при этом достигается личностная значимость учебной инфор­мации для студента. Состязательность во время интеллектуальной игры стимулирует творческую, поисковую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого профессионального материала. Студенты высказывают свои мнения, аргу­ментируя их соответствующими ссылками на законы, другие нормативно-правовые акты. В конце занятия у всех сформирова­на конкретная позиция "за" или "против". Специфической особенностью "Дебатов" является преобладающий характер само­образования студентов, ведь для подготов­ки необходимо изучить соответствующую теоретическую базу. Такая система обуче­ния, с одной стороны, охватывает подго­товку к непосредственной практической деятельности, а с другой стороны, ориен­тирована на совершенствование личности, способной к самореализации. Она создает условия для осознания социальной значимости своей профессии, учит принимать решения в нестандартных ситуациях, ра­ботать в команде. Студентам интересно, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значи­мость. На теоретических занятиях в рамках учебных дисциплин студенты углубляют правовые знания правового информиро­вания, правового воспитания и правового обучения; приобретают умения осущест­влять отбор, обработку правовой инфор­мации, анализировать и решать правовые ситуации, составлять конспект занятия, направленного на правовое воспитание и правовое обучение; отрабатывают навы­ки работы с правовыми источниками [6].

Образовательная технология "Дебаты" базируется на таких педагогических прин­ципах, как целостность, универсальность, вариативность, демократизация учебного процесса, личностная ориентированность обучения, развитие способности студен­тов к самообразованию. С позиции данной технологии учебный процесс рассматрива­ется как процесс развития способностей, умений и личностных качеств студента, а преподаватель выступает как координа­тор этого процесса.

Целесообразно использовать техноло­гию "Дебаты" на занятиях гуманитарных и обществоведческих дисциплин, таких как "Правовые основы профессиональ­ной деятельности", что дает прекрасную возможность для развития и совершен­ствования правовых компетенций у сту­дентов. В нашей практике мы используем образовательную технологию "Дебаты" преимущественно на целом занятии, ко­торое и превращается в занятие "Дебаты по заданной теме". Используемые право­вые дисциплины ориентированы на гума­низацию обучения и ставят перед собой цель социализации человека в современном обществе. Именно поэтому и темы носят социально-правовой характер.

Примерные темы образовательной тех­нологии "Дебаты", которые используются в нашей практике обучения студентов по специальности "сестринское дело" в меди­цинском колледже, следующие:

- права граждан Российской Федерации на охрану здоровья;

- права и обязанности граждан при ока­зании им медицинской помощи;

- права, обязанности и ответственность лечебных учреждений и медицинских работников в процессе оказания меди­цинской помощи и др.

Каждая тема дает толчок к продуктив­ной дискуссии. Качество образовательной технологии "Дебаты" определяется глав­ным образом психофизическими особен­ностями студентов разновозрастной (от 19 до 60 лет) группы и общей подготовкой всех участников.

Сегодня существенно обострились проблемы эмоционального общения лю­дей. Развитие коммуникативной культуры личности предполагает разработку систе­мы средств, направленных на развитие мышления, речи, социальных установок и коммуникативных умений.

Анализируя опыт использования обра­зовательной технологии "Дебаты" в педа­гогической деятельности, можно выделить следующие цели:

- мотивировать студентов к процессу обучения;

- актуализировать, систематизировать, повторять изучаемый материал;

- стимулировать студентов к самостоя­тельной исследовательской работе;

- развивать способность выделять глав­ное и умение концентрироваться на сути проблемы;

- развивать познавательную активность студентов;

- развивать и совершенствовать способ­ность студентов мыслить критически и логически, рассуждать, высказывать и аргументировать собственную точку зрения;

- развивать коммуникативную культуру;

- овладевать навыками самопрезентации и публичного выступления;

- развивать способность студентов рабо­тать в команде;

- развивать творческий потенциал сту­дентов.

Успехи студентов в образовательном процессе, их стремление к обучению и но­вым знаниям, а также многочисленные положительные отзывы работодателей убеждают нас в высокой эффективности образовательной технологии "Дебаты", что дает основания к ее широкому исполь­зованию в преподавательской практике в системе среднего профессионального об­разования.

Литература

1. Кузьминская А.В. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях // Молодой ученый. 2014. № 16.

2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. М. : центр "Эйдос" (www.eidos.ru/news/compet.htm).

3. Дьюи Дж. Школа будущего. М. : Госиздат, 1926.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. : Педагогика-Пресс, 1996.

5. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций. М. : Юрайт, 2010.

6. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам. М. : Бонфи, 2001.

Peer-review