Technologies for acquiring competencies in the preparation of a doctor (experience of the Kazan Federal University)

AbstractThe article shows the experience of the Institute of Fundamental Medicine and Biology of the Kazan Federal University on the introduction of simulation and virtual technologies in the educational process for mastering new competencies in the training of a doctor. To this end, along with the simulation center, which includes dry-lab and wet-lab, an engineering center for medical science has been created. Also within the framework of the priority direction of SAE "Translational 7P-Medicine" a research laboratory "Virtual and simulation technologies in biomedicine" was created.

Keywords:• medical education • simulation center • competences

Meditsinskoe obrazovanie i professional’noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2017; (4): 57–64.

DOI: 10.24411/2220-8453-2017-00019


Процессы глобализации и быстрый рост международной кооперации в меди­цинском образовании, особенно в послед­нее десятилетие, не являются следствием

Болонского процесса [1]. В рамках послед­него были затронуты и активно обсужда­лись практически все предметные области высшего образования, за исключением медицины. Про медицинское высшее обра­зование не забывали, но упоминали о нем в основных документах, посвященных Болонскому процессу, лишь как об исключе­нии из общих тенденций, которые были им инициированы [2-4]. В то же время глобаль­ные реформы медицинского образования, в которые в настоящий момент вовлечены практически все страны, были иницииро­ваны и находятся под контролем Всемир­ной федерации медицинского образова­ния (ВФМО) и Ассоциации медицинского образования в Европе (AMEE). Одним из элементов этих реформ является принятая в Российской Федерации система аккре­дитации выпускника с целью определения соответствия уровня подготовки стандарту, необходимому для осуществления профес­сиональной деятельности. Высшее меди­цинское образование должно обеспечивать подготовку компетентных специалистов на основе умения и готовности осуществлять деятельность, адаптированную к требова­ниям динамично меняющегося рынка труда [5]. Так, вместо привычных терминов "зна­ние", "умение", "навыки" появились новые понятия: "компетенция" и "компетент­ность" [6].

Понятие "компетенция" подразумевает обобщенные способы действий, которые обеспечивают продуктивное выполнение профессиональной или иной деятельно­сти. Иными словами, компетенции про­являются и обнаруживаются в социальных и профессиональных обстоятельствах, конкретных ситуациях [7, 8].

В качестве основания Федерального го­сударственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) высту­пает компетентностный подход, который направлен на повышение качества про­фессионального обучения и обновление содержания образования [9]. В современном медицинском образовании функции компетентностного подхода многогранны: повышение психологической и коммуни­кативной компетентности обучающихся, укрепление и развитие информационной и материально-технической базы вуза, психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса, оптимизация учебного процесса, нацеливание преподавателей на конечный результат, а также концентрация ресурсов с целью реализации современной концепции высшего медицинского обра­зования России.

В настоящее время в медицинском вузе образовательный процесс направлен на формирование профессиональной компе­тентности, основные положения которой изложены в квалификационных характе­ристиках врачей-специалистов.

Новые реалии медицинского образо­вания:

- введение нового ФГОС ВО (формирова­ние профессиональных компетенций);

- формирование новой системы непре­рывного профессионального развития (с отменой интернатуры с 2017 г. и обу­чения в клинической ординатуре раз­ной продолжительности);

- материально-техническое переоснаще­ние объектов здравоохранения (в том числе создание центров высокотехно­логичной медицинской помощи).

Традиционная система практической подготовки медицинских кадров в России по программам высшего и дополнитель­ного профессионального медицинского образования не вполне отвечает вопросам безопасности пациентов при оказании ме­дицинской помощи, в чем противоречит положениям Федерального закона Рос­сийской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Для создания условий по формирова­нию и оценке компетентности учащихся, наряду с обязательным обучением у посте­ли пациента, необходимо шире использо­вать возможности симуляционного обуче­ния. В настоящее время симуляционный тренинг закреплен в Российском здраво­охранении законодательно. Его, в частно­сти, регламентируют Федеральный закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказ Минздрава № 30 от 15 января 2007 г. "Об утверждении порядка допуска студентов высших и средних ме­дицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи граж­данам". Большинство медицинских вузов в России уже имеет центры практических навыков, оборудованные тренажерами, фантомами, манекенами, моделями и др. Некоторые центры страны имеют самое современное оборудование, включая ро­ботов и виртуальные симуляторы. Тем не менее нет единых методик и стандартов симуляционного обучения, принятых на общероссийском уровне, наблюдается несогласованность отдельных программ между дисциплинами и отсутствие преем­ственности курсов [10].

В начале 2012 г. было создано Россий­ское общество симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД). В РОСОМЕД объединили свои усилия энтузиасты и еди­номышленники - профессионалы в обла­сти подготовки медицинских кадров без рисков для пациента и врача, с помощью симуляционных технологий [10, 11].

Весной 2013 г. при Министерстве здраво­охранения Российской Федерации был создан Комитет по Непрерывному меди­цинскому образованию. Предприняты первые шаги по разработке отечественных стандартов симуляционного тренинга, предложены новые классификации обору­дования и симуляционно-аттестационных центров [10]. Симуляционные методики прочно вошли в систему медицинского образования, став неотъемлемой частью подготовки кадров здравоохранения. Не­обходимо отметить, что симуляционное обучение ни в коей мере не заменяет, а только дополняет подготовку к реаль­ной клинической практике. При этом оно обеспечивает безопасную для пациентов возможность обучения молодых врачей от­дельным навыкам; регулярную тренировку для опытных специалистов в редких кли­нических ситуациях, отработку взаимодей­ствия команды профессионалов, усвоение правил эффективного общения.

Согласно приказу Министерства здраво­охранения и социального развития Рос­сийской Федерации № 30 от 15 января 2007 г. "Об утверждении порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам", к ока­занию медицинской помощи гражданам допускаются студенты, не только успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку, но и отработавшие практиче­ские навыки, приобретенные на муляжах.

Симуляционный тренинг по сравне­нию с традиционной системой подготовки имеет значительное преимущество, заклю­чающееся в возможности многократной отработки упражнений и определенных действий, доведения их до автоматизма, а также обеспечения объективного контро­ля качества оказания медицинской помо­щи по результатам выполнения тренинга. При этом количество повторов и длитель­ность симуляционных тренингов не огра­ничены, а разнообразие клинических сце­нариев, в том числе моделирование редких клинических случаев, позволяет снизить стресс, возникающий у молодых специ­алистов при проведении первых вмеша­тельств на реальных пациентах.

Организация симуляционного обуче­ния возможна не только на отдельных ка­федрах, но и в специализированных цен­трах симуляционного обучения. Выделены преимущества обучения в симуляционных центрах: междисциплинарная интеграция, унифицированный подход, техническая и методическая поддержка, перекрестный контроль уровня подготовленности.

Симуляционное обучение включает:

1) этапность - освоение практических навыков и умений. Обучение начинается на простейших фантомах и заканчивается на высокотехнологичных роботах;

2) модульность - учебная программа де­лится на учебные модули. Завершение учеб­ного модуля и переход к следующему проис­ходит только после освоения практических навыков и доведения умений до автома­тизма. Результат подтверждают объективны­ми параметрами при работе на симуляторах;

3) ориентированность на результат - процесс обучения направлен на приоб­ретение студентами практических умений и навыков, необходимых для самостоя­тельной врачебной деятельности;

4) мультидисциплинарность позволяет формировать клиническое мышление бу­дущего врача.

Таким образом, ведущим требованием к обучению является приближение ими­тации профессиональной деятельности во время симуляционного тренинга к реаль­ности с высокой степенью достоверности, индивидуального контакта преподавателя с обучающимся при приобретении компе­тенций по выбранным темам (наставниче­ство). В условиях специализированного цен­тра подобная организация симуляционного обучения обеспечивает в учебном процессе унифицированный подход и мультидисциплинарную интеграцию, техническую и методическую поддержку. При этом профессорско-преподавательский состав симуляционного центра организует и обе­спечивает разработку, освоение и апроба­цию образовательных программ симуляционного обучения, стандартов объективной оценки приобретенных обучающимися на­выков, порядок допуска их к выполнению манипуляции на пациенте.

Согласно требованиям ФГОС ВО, при обучении студентов в медицинском вузе следует уделять больше внимание овла­дению ими практическими навыками. Это способствовало созданию в Институт фундаментальной медицины и биологии ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" в 2013 г. перво­го этапа симуляцмионного центра (dry-lab) общей площадью 1851 м2, состоящего из нескольких блоков: учебные комнаты (8), блок обучения базовым практическим умениям, учебный виртуальный госпи­таль (519 м2), виртуальное место дорожно-транспортного происшествия и инжини­рингового Центра медицинской науки.

В 2017 г. создан второй этап симуляционного обучения - учебный центр экспе­риментальной медицины (wet-lab), который состоит из вивария, операционного блока (3 операционные комнаты, предоперацион­ная) и вспомогательных помещений. Wet-lab предназначен для освоения практических навыков с использованием нативных тканей, органов и живых животных. Операционные предназначены для освоения навыков от­крытой хирургии и лапароскопической хи­рургии, микрохирургии и др. Тренинг в ла­боратории экспериментальной медицины улучшает мануальные навыки обучающихся.

Для проведения занятий имеются учеб­ные комнаты, оборудованные мультимедийными экранами и проекторами. Чис­ло обучающихся в группе - 8-10 человек. Структура каждого занятия общеприня­тая и включает 6 этапов: I - тестирование исходного уровня знаний; II - брифинг; III - работа в симуляционном центре; IV - дебрифинг: V - заключительное тестиро­вание; VI - подведение итогов с аноним­ным анкетированием.

Созданный региональный инжини­ринговый центр медицинских симуляторов "Центр медицинской науки" ведет разработку медицинских симуляторов по 32 специальностям. В структуре ин­жинирингового центра функционируют 3 лаборатории: "разработка и инженерия", "клинические случаи и методики", "апро­бация и тестирование". Все лаборатории оснащены современным оборудованием и открыты для проведения инициативных исследований и разработок.

Также в рамках приоритетного направле­ния САЕ "Трансляционная 7П-медицина" создана научно-исследовательская лабо­ратория "Виртуальные и симуляционные технологии в биомедицине". Лаборатория занимается разработкой математических моделей базовых манипуляций для реали­заций виртуальных открытых хирургиче­ских операций и инструментария средств обратной связи широкого спектра видов отдачи с высокой иммерсивностью в вир­туальных средах. В процессе работы эти исследования должны воплотиться в ком­плекс высокореалистичных тренажеров виртуальных открытых хирургических операций, комплекса реабилитационных тренажеров с использованием сенсоров - дальномеров или обработкой данных ви­деопотока.

Целью создания центра стало повы­шение качества практической подготов­ки к реальной клинической практике студентов-медиков, будущих ординаторов и врачей-курсантов безопасно для пациен­тов путем использования современных тех­нологий освоения практических навыков, специальных фантомов, муляжей и трена­жеров, а также компьютерных симуляторов, обеспечивающих создание моделей виртуальной реальности медицинских вме­шательств и процедур. Также в Институте фундаментальной медицины и биологии ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" в 2014 г. была создана кафедра неотложной медицинской помощи и симуляционной медицины.

На базе кафедры и симуляционного центра не только медики, но и все студенты ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) фе­деральный университет" проходят 8-часовой цикл по оказанию первой помощи в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятель­ности" (3500-4000 студентов ежегодно). Учебная программа подготовки студентов-немедиков соответствует приказу Мини­стерства здравоохранения и социального развития № 477н от 4 мая 2012 г. "Об утверж­дении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня ме­роприятий по оказанию первой помощи". В октябре 2017 г. в рамках Всероссийской конференции "Оказание скорой неотлож­ной медицинской помощи на современ­ном этапе. Достижения и перспективы" (приказ Министерства здравоохранения РФ № 260 от 26 мая 2017 г.) была проведе­на (совместно с НИИ Скорой помощи им. Н.В. Склифосовского и РОСОМЕД) олим­пиада по оказанию первой помощи среди студенческих команд медицинских и не­медицинских вузов России. В олимпиаде приняли участие 16 команд медицинских вузов и 8 команд немедицинских вузов. Принято решение о ежегодном проведе­нии подобных мероприятий.

В симуляционном центре сформиро­вана модель учебного процесса по отра­ботке практических навыков. Обучение студентов проводится по следующим на­правлениям: уход за пациентом, безопас­ность жизнедеятельности, организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, хирургия, вклю­чая лапароскопию, акушерство и гине­кология, терапия, анестезиология и реа­ниматология. Предусмотрено освоение базовых общеврачебных и специальных навыков. Центр оснащен самыми совре­менными средствами обучения и симуляционными технологиями: тренажерами, роботами-симуляторами и манекенами-имитаторами, моделями-муляжами, а так­же реальным оборудованием (аппаратом искусственной вентиляции легких, де­фибриллятором, электрокардиографом, ларингоскопами, хирургическими и аку­шерскими инструментами, тонометрами, стетоскопами и т.п.).

Процесс обучения и отработки прак­тических навыков записывается на видео­камеры. В симуляционном центре создана специализированная система видеозапи­си и видеоархивирования, позволяющая проводить дебрифинг, а также создавать портфолио студента на специализирован­ном образовательном видеопортале. Про­смотр обучающимися записанных занятий позволяет устранить типичные ошибки и объективизирует оценки.

Все студенты медицинского профиля проходят учебную практику по уходу за па­циентами в симуляционном центре.

Чтобы студенты четко овладевали практическими манипуляциями на симуляционной технике, была поставлена за­дача создания единой методики обучения для всех клинических дисциплин. С этой целью часть учебных часов по клиническим дисциплинам передается на кафедру неотложной помощи и симуляционной медицины.

Контроль освоения практических на­выков осуществляется с применением чек-листов (листов экспертной оценки). Работа на муляжах по чек-листам позво­ляет преподавателю объективно оценивать практическую подготовку обучающихся и указывать им на конкретные ошибки, выявляемые при текущем контроле. Сту­денты в ходе практического занятия имеют возможность неограниченно отрабаты­вать практические навыки с применением чек-листов, а также проводить работу над ошибками с преподавателем.

Таким образом, имеющийся опыт симуляционного обучения доказывает, что осуществлять симуляционное обучение рационально по группам компетенций, сформированных в отдельные стандартные учебные модули. При этом модуль включа­ет различные формы информации и обуче­ния, а также, будучи структурной единицей обучения, встраивается и определяет по­строение указанных форм обучения. Ины­ми словами, основной задачей модуля вы­ступает междисциплинарная интеграция.

Результаты проведенных симуляционных курсов показали, что данная фор­ма обучения вызывает активный интерес обучающихся. Так, студент, прошедший симуляционный курс обучения, прово­дит самооценку теоретической подго­товки к предстоящей производственной практике и профессиональной деятельно­сти, стимулирует себя к дополнительно­му самостоятельному обучению в случае выявления недостаточных знаний и оце­нивает свои общекультурные и профес­сиональные компетенции в условиях, максимально приближенных к реальным. Преподаватель, проводящий симуляционный курс, оценивает качество подготовки обучающихся к самостоятельной профес­сиональной деятельности и при необходи­мости вносит коррективы в теоретический курс обучения с целью совершенствования базовой подготовки и акцентирования обучающихся на аспекты работы в период прохождения практики.

Таким образом, симуляционная обра­зовательная программа позволяет в реаль­ном времени моделировать клинические неотложные состояния, адаптировать обу­чение под конкретные задачи, объективно оценивать исходный уровень профессиональной подготовки, достигать высшей эффективности обучения клинической диагностике, повышать уровень компетен­ций, сформировать и закрепить практиче­ский навык без последствий для здоровья пациента, тем самым предотвращая оши­бочные действия будущих врачей в ургентных ситуациях.

Работа выполнена за счет средств суб­сидии, выделенной ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный универ­ситет" для выполнения государственного задания в сфере научной деятельности (18.4495.2017/5.1).

Литература

1. Christensen L. The Bologna Process and medical education // Med. Teach. 2004. Vol. 26, N 7. P. 625-629.

2. Haug G., Kirstein J. Trends in Learning Structures in Higher Education. Brussels : Confederation of European Union Rectors' conferences and the Association of European Universities, CRE, 1999.

3. Haug G., Tauch C. Trends in Learning Structures in Higher Education (II). Helsinki : National Board of Education, 2001.

4. Reichert S., Tauch C. Trends 2003. Progress towards the European Higher Education Area. Brussels : EUA, 2003.

5. Винник Ю.С., Кочетова Л.В., Маркелова Н.М., Пахомова Р.А. и др. Роль обучения в формировании профессиональных компетенций при изучении курса общей хирургии и офтальмологии // Соврем. пробл. науки и образования. 2015. № 2-1. С. 117-118.

6. Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность: аспекты формирования. М. : МПСИ, ФИРО, 2005. 82 с.

7. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблеме образова­ния? // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26.

8. Иванов ДА. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М. : Чистые пруды, 2007. 32 с.

9. Давыдов Е.Л. Компетентный подход в подготовке специалистов: образовательные технологии // Ин­новационные педагогические технологии в медицинском образовании. Вузовская педагогика : мате­риалы конф. Красноярск, 2010. С. 173-176.

10. Горшков М.Д., Найговзина Н.Б., Филатов В.Б. Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении // Виртуальные технологии в медицине. 2013. № 1. С. 8.

11. II Съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине РОСОМЕД-2013. [Электрон­ный ресурс]. М., 2013. URL: http://www.laparoscopy.ru/doktoru/view_thesis.php?id=3288&event_id=16.