Targeted training and the ability to communicate with patients improves the efficiency of the educational process at the clinical department

To the content 4 . 2017

AbstractThe article presents the materials of training of students for practical training in dental disciplines, which was based orientation to practice. The consideration of communicative abilities of students during training have increased the interest in studying the discipline. The results show that learning increased with the classes as presented.

Keywords:• communication • communication skills • dentistry

Meditsinskoe obrazovanie i professional’noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2017; (4): 51–6.

Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с Федеральными государ­ственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Об этом нам гласит ст. 69 закона № 323-ФЗ, который вступил в силу 1 января 2016 г. Одним из этапов аккредита­ции является оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях.

В связи с этим в образовательных учреждениях различной формы собственности появились симуляционные центры, позволяющие студентам проходить спе­циализированное обучение для успешной сдачи итоговых экзаменов (объективного структурированного клинического экза­мена - ОСКЭ) и лучшей практической подготовки.

Традиционно основой обучения в симуляционном центре является имитационная (учебно-ролевая) игра, где роль пациента играют манекены, тренажеры, компьюте­ризированные симуляторы, а также спе­циально подготовленные люди - симули­рованные пациенты [1]. Каждое из этих специальных средств обучения уместно на своем этапе подготовки.

Поскольку общение с пациентом явля­ется неотъемлемым аспектом деятельно­сти любого врача и медицинской сестры, очень важно делать акцент на его необхо­димости при клиническом обучении.

В.В. Колягин в своем пособии для вра­чей "Коммуникации в медицине. Основы трансакционного анализа" приводит слова русского психиатра Владимира Петровича Сербского: "Врач имеет дело не с болезня­ми, а с больными, из которых каждый бо­леет по-своему" [2].

Несомненным является тот факт, что для больного принципиально важным яв­ляется создание психологически благопри­ятной среды. Одним из основных навыков, используемых врачами в повседневной клинической практике, являются комму­никативные навыки, т.е. навыки общения. Коммуникативные способности у врачей весьма различны, если одним не состав­ляет никакого труда найти общий язык и войти в доверие к больному, то для дру­гих, наоборот, общение с пациентами бы­вает своего рода источником постоянного нервного стресса, что, в свою очередь, слу­жит предпосылкой к развитию синдрома профессионального выгорания, падению профессиональной мотивации [3].

Эффективность лечебно-диагностичес­кого процесса, степень удовлетворенности пациента оказанной ему помощью, оценка пациентом профессионализма врача, эконо­мическая эффективность системы здраво­охранения в целом во многом определяют­ся способностью правильного построения общения врача с пациентом [2].

Практикующим врачам необходимо постоянное совершенствование своих зна­ний и практических навыков в области эф­фективной коммуникации.

Компетентность в профессиональной сфере формируется на основе базовых ме­дицинских знаний и навыков, а именно:

1) способности приобретать и исполь­зовать знания;

2) интеграции знаний с помощью кли­нического мышления;

3) реализации и передачи знаний в процессе коммуникации с пациентом и коллегами;

4) руководства этическими принципа­ми [4].

В Российской Федерации традицион­ным является отдельное обучение этике и клинической психологии, которое пре­имущественно происходит в виде обсуж­дения теоретических аспектов, а навыки коммуникации получаются врачом обыч­но стихийно и благодаря долгой практике. Обучение происходит путем проб и оши­бок, а опыт приходит только с годами. При этом обучение врача коммуникативным навыкам и тренировка в данной области способствуют личностному росту, повы­шают степень удовлетворенности своей повседневной работой и профессией в це­лом. Многие из приобретенных навыков общения оказываются полезны и за рам­ками профессии, в обыденной жизни [5].

Современная медицина предъявляет вы­сокие требования к квалификации врачей, в том числе и в коммуникативной сфере, и накопления жизненного опыта явно не­достаточно для высокого уровня профес­сионализма.

А.А. Сонькина, врач-педиатр, имеющая многолетний опыт в паллиативной помо­щи детям и амбулаторной педиатрии, от­мечает, что у большинства врачей установ­ки правильные, однако навыки общения не выработаны, так как их никогда этому целенаправленно не учили [6]. Из-за этого "пациент часто чувствует себя обиженным и оскорбленным, хотя врач хорошо к нему относится" [6]. Как и любое практическое обучение, обучение навыкам общения наиболее эффективно, когда учебная си­туация позволяет провести практическую отработку изучаемых навыков, поэтому во всем мире "золотым стандартом" обучения навыкам общения для врачей являются тренинги с участием симулированных па­циентов - специально подготовленных лиц с актерскими способностями, выпол­няющих две основные задачи:

1) с максимально возможной реали­стичностью играть роль пациента;

2) дать обучающемуся обратную связь после игры, рассказывая о своем восприя­тии произошедшего и связанных с этим эмоциональных переживаниях, аналогич­ных тем, которые испытывают реальные пациенты.

Изучая опыт коллег из симуляционных центров (в частности учебно-виртуального комплекса "Mentor Medicus" при ФГАОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сече­нова" Минздрава России), мы выяснили, что при работе с симулированными паци­ентами студенты в недостаточном объеме владеют клиническими знаниями, чтобы аргументированно общаться с пациентами, используя коммуникативные навыки.

Таким образом, видя потребность в ор­ганизации обучения коммуникативным навыкам, в НОУ ВО "Дагестанский ме­дицинский стоматологический институт" было принято решение начать внедрение системы коммуникативного обучения. Экспериментальный курс был добавлен в программу обучения на кафедре стомато­логических дисциплин.

Целью экспериментального курса было увеличение интереса студентов к изуче­нию стоматологических дисциплин. Для этого основу обучения составила учебно-ролевая игра.

Одной из основных причин, которая побудила нас к этому, является рутин­ность учебного процесса, когда студенты изо дня в день, изучая стоматологические дисциплины, сталкиваются с единообраз­ными дидактическими приемами: кон­троль присутствующих, устное обсуждение темы занятия, подведение итогов текущего и ориентация в теме следующего занятия. Введение такого интерактивного метода как учебно-ролевая игра должно было по­высить мотивацию студентов к обучению.

Суть игры заключалась в следующем. Студентам 5-го курса стоматологического факультета было предложено на занятии имитировать реальную ситуацию из кли­нической практики. Один из студентов выступал в роли пациента, обратившегося в клинику ортопедической стоматологии.

Соответственно, он должен был предъяв­лять жалобы, характерные для данной кли­нической ситуации (рис. 1).





















Другой студент выступал в роли врача, к которому обратился симулированный па­циент. Он должен был собрать анамнез, по­ставить диагноз и составить план лечения.

Студентам, исполняющим обе роли, было дано четкое задание. Например, па­циент должен был в силу различных обсто­ятельств настаивать на определенном виде ортопедической конструкции, более бюд­жетной. Врачу, в свою очередь, необходимо было предлагать оптимальную ортопеди­ческую конструкцию, исходя из клиниче­ской ситуации, но рассказывать пациенту об этом, учитывая его пожелания.

Таким образом, удавалось имитиро­вать реальную ситуацию, когда пациент не очень понимает все тонкости ортопедиче­ского лечения, а врач, принимая во внима­ние сложившуюся ситуацию, должен был найти подход к пациенту и убедить его со­гласиться с его планом лечения (рис. 2).























На первых занятиях студенты не очень охотно принимали участие в симуляционной игре, однако к концу курса практиче­ски все обучающиеся изъявляли желание сыграть роль врача или пациента. Особен­но следует отметить, что в ситуации роле­вой игры студенты, видя, что для обосно­вания "пациенту" нужного плана лечения и достижения успеха недостаточно знаний, самостоятельно стали искать дополнитель­ные источники знаний.

Преподаватель выступал в роли наблю­дателя, вступая в полемику лишь при воз­никновении затруднительных ситуаций (рис. 3).























В результате внедрения эксперимен­тального курса коммуникативного обуче­ния мы получили следующие результаты:

- студенты охотнее шли на занятия, что выражалось в своевременном присут­ствии на занятии;

- повышение интереса к теме в виде вопросов, которых было в разы больше, что свидетельствует о том, что тема разбиралась и шел процесс подготовки к занятию;

- отведенного на занятия времени, как правило, стало не хватать, так как сту­денты жаждали получения новых зна­ний путем имитации новых реалистич­ных клинических ситуаций.

Обучение взаимодействию с паци­ентом стимулирует интерес студентов, повышает интерес к предмету, дисци­плину и ответственность, вырабатыва­ет клиническое мышление, что очень важно в дальнейшей профессиональной деятельности. Постановка работы таким образом, на наш взгляд, дает положи­тельные результаты и совершенствует уровень подготовки будущих специали­стов, что позволяет сделать вывод о по­вышении эффективности учебного про­цесса на нашей кафедре.

Литература

1. Шубина Л.Б. Имитационное обучение в центре непрерывного профессионального образования в структуре медицинского университета // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2011. № 3 (5). С. 85-91.

2. Колягин В.В. Коммуникации в медицине. Основы трансакционного анализа : пособие для врачей. Иркутск, 2012. 63 с.

3. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатрова О.В. Практикум по психологии общения. СПб. : Речь, 2008. 272 с.

4. Телеуов М.К. Сферы компетентности выпускника медицинского вуза. Компетентность. Коммуника­тивные навыки: методические рекомендации. Караганда, 2010. 46 с.

5. Евсегнеев Р.А. Психиатрия для врачей общей практики. Минск : Беларусь, 2001. 430 с.

6. Сонькина А.А. Навыки профессионального общения в работе врача // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2015. № 1. С. 101-107.

7. Silverman J., Draper J., Kurz S. Skills for Communicating with Patients. 3rd ed. Oxford University Press, 2013.

Peer-review