Design of the working program of the new discipline of «Administrative-legal regulation of medical activity» of the module «Adminis-trative Responsibility» based on competences in GEF's third generation

Abstract

With the introduction of the new GEF's third generation on various areas of training doctors universities lead the development of new and improvement of existing work programs, which should take into account the requirements of professional standards specialists medical profile, imposed by the Ministry of labour and social protection. In doing so, in characteristics of generalized labour functions almost all imposed stan­dards in education and training require­ments doctors indicated legal components. Especially acute is the issue of the responsi­bility of doctors and medical organizations for poor medical care.

In the Code of Administrative Offences of the Russian Federation there are many for­mulations of administrative offences, the subjects of which are medical organizations and health workers. In recent years, the code of administrative offences has already made more than 20 articles for violations in the sphere of medical and pharmaceu­tical activity and is prepared to take even more than a dozen. Lack of legal awareness among medical professionals often turns involving a medical organization and its employees to administrative responsibility. In connection with the relevance of the task of training physicians in the field of ad­ministrative law in the teaching process in Kuban State Medical University introduced a new discipline «administrative-legal regu­lation of medical practice», that does not have an exemplary curriculum developed by relevant teaching Association and ap­proved by the Ministry of education and science of the Russian Federation. This discipline includes two modules and taught at the 6 course doctors-paediatricians, doc­tors-practitioners and 5 course of doctors-dentists. Module 2 of the new discipline of "administrative responsibility", developed by the teachers of the Department of foren­sic medicine.

The aim of the module is an assimilation of students the foundations of administrative legal relations in health care, analysis of ad­ministrative and legal status of medical or­ganizations and their employees concerning matters of administrative responsibility for violations in the sphere of health protection and medical care.

The results. Developed a working program discipline module "administrative responsi­bility" based on competences in GEF third generation for students of Medical Univer­sity. The total volume of 54 hours module (test days 1.5 units), which include lectures, practical exercises and independent work. Allocated and filled with content compe­tence generated when studying the disci­pline. Elaborated methodical maintenance of educational process: texts and presenta­tion of lectures, practical training plans, tasks for independent work, test kits, situational tasks. Methodical instructions for students.

Conclusion. Submitted by teaching materi­als are unique and can be used to compile educational and methodical complex on health law.

Keywords:• working program • the competence of medical activities • medical activity • administrative responsibility

Meditsinskoe obrazovanie i professional’noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2017; (4): 42–50.

В современной медицине наряду с безу­держным реформированием системы здравоохранения невероятно быстро сме­няются государственные образовательные стандарты высшего медицинского образова­ния. С введением новых ФГОС ВО третье­го поколения по различным направлениям подготовки врачей вузы активно ведут разра­ботки новых и усовершенствование действу­ющих рабочих программ. Поскольку рабочая программа - это основной документ, опреде­ляющий содержание преподаваемой дисци­плины, ее качество в значительной степени определяет и качество преподавания.

При этом лавинообразно возрастает количество нормативных документов, ре­гулирующих сферу оказания медицинской помощи и медицинских услуг, усиливается прессинг карающих санкций, грозящих медицинским организациям и врачам за любые нарушения порядка оказания ме­дицинской помощи, стандартов, клиниче­ских протоколов и т.д. Если к этому доба­вить стремительный рост числа обращений недовольных пациентов (и их родствен­ников) в государственные органы власти, в правоохранительные органы, то проблема вооружения медиков правовыми знаниями приобретает первостепенный характер [1]. Сегодня в правовом пространстве проис­ходят такие стремительные изменения, и правовая грамотность медицинского ра­ботника настолько востребована, что на­чинает занимать все более важное место в квалификационных характеристиках.

В последние годы Министерство труда и социальной защиты РФ ввело профес­сиональные стандарты - "врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" (приказ от 21 марта 2017 г. № 293н), "врач-педиатр участковый" (приказ от 27 марта 2017 г. № 306н), "врач-стоматолог" (приказ от 10 мая 2016 г. № 227н) и др. При этом в характеристиках обобщенных трудовых функций практически всех специалистов в требованиях к образованию и обучению указаны правовые составляющие. Так, врач-педиатр участковый должен отвечать следующим требованиям: "Соблюдение врачебной тайны, клятвы врача, принци­пов врачебной этики и деонтологии в ра­боте с пациентами, их законными пред­ставителями и коллегами. Соблюдение законодательства в сфере охраны здоро­вья, нормативных правовых актов и иных документов, определяющих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программы государственных гарантий оказания гражданам бесплат­ной медицинской помощи" [2]. Врач-лечебник, кроме вышеперечисленного, еще должен знать трудовое законодатель­ство Российской Федерации [3].

Таким образом, сама жизнь заставляет медицинских работников (любого уровня) получать профессионально ориентирован­ные юридические знания. Несомненно, что додипломное медицинское образова­ние должно отражать правовой аспект ме­дицинской деятельности. Необходимость правовой подготовки врачей неоднократ­но подчеркивали ведущие специалисты в области медицинского права и судебной медицины [4, 5]. Особенно остро стоит во­прос об ответственности врачей и меди­цинских организаций за некачественное оказание медицинской помощи.

Следует указать, что правонарушения в сфере здравоохранения регламентируют­ся различными отраслями права: уголов­ным (преступления), административным, гражданским и трудовым. Основное вни­мание традиционно уделяется гражданско-правовой и уголовной ответственности. Административная ответственность оста­ется как бы в тени. В то же время, как от­мечают многие юристы, КоАП РФ стал самым применяемым законом [6], причем имеется множество составов администра­тивных правонарушений, субъектами ко­торых так или иначе могут выступать ме­дицинские организации и медработники. В последние годы в КоАП РФ уже внесено более 20 статей за правонарушения в сфе­ре медицинской и фармацевтической дея­тельности и подготовлено к принятию еще более десятка. Недостаточная правовая осведомленность медицинских работни­ков нередко оборачивается привлечением медицинской организации и ее сотрудни­ков к административной ответственности.

В связи с актуальностью задачи подго­товки врачей в области административного права в учебный процесс КубГМУ введена дисциплина "Административно-правовое регулирование медицинской деятельности", которая разделена на два модуля. Мо­дуль 2-й новой дисциплины - "Вопросы административной ответственности" раз­работан преподавателями кафедры судеб­ной медицины. Целями модуля являются усвоение студентами основ администра­тивных правоотношений в здравоохране­нии, анализ административно-правового статуса медицинских организаций и их работников применительно к вопросам административной ответственности за правонарушения в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи. Разви­тие в России рынка потребительских услуг остро поставило вопросы защиты прав пациентов и врачей, причем наблюдается явное смещение акцентов в сферу защиты прав пациентов как потребителей меди­цинских услуг и выявления администра­тивных правонарушений в деятельности медицинских организаций.

Целью данной работы явилось проек­тирование рабочей программы дисципли­ны "Административно-правовое регули­рование медицинской деятельности" по модулю "Вопросы административной от­ветственности" в соответствии с задачами формирования обязательных компетенций. Компетенции, представленные в ФГОС ВО третьего поколения, имеют общий характер и не наполнены конкретным содержанием. Ответственность врача за результаты своей профессиональной деятельности в компе­тенциях не представлена, хотя это важней­шее условие оказания медицинской помощи (медицинских услуг) [7].

Материал и методы

Использованы информационно-поис­ковые методы, определяемые требования­ми к составлению рабочих программ по ФГОС ВО третьего поколения и методы анализа судебной практики по материалам административных дел, субъектами кото­рых выступали медицинское организации и медицинские работники.

Проведен анализ компетенций, пред­ставленных в ФГОС ВО по направлениям подготовки: 31.05.02 Педиатрия [квалифи­кация (степень) "специалист"] - приказ Минобрнауки РФ от 17.08.2015 г. № 853; 31.05.01 Лечебное дело [квалификация (сте­пень) "специалист"] - приказ Минобрнауки РФ от 9.02.2016 г. № 95; 31.05.03 Стома­тология (уровень специалитета) - приказ Минобрнауки РФ от 9.02.2016 г. № 96.

Результаты

Единственной компетенцией с упоми­нанием ответственности врача оказалась компетенция ОК-4 - "Способность дей­ствовать в нестандартных ситуациях, не­сти социальную и этическую ответствен­ность за принятые решения". Если учесть, что все виды ответственности являются формой социальной ответственности, то юридическая, а следовательно, и админи­стративная ответственность определяется как специфический вид социальной ответ­ственности за счет ее связи с государствен­ным принуждением. Поэтому мы опреде­лили планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенции) по специфиче­ским способностям и готовности к приме­нению полученных знаний.

В результате изучения учебной дисци­плины обучающиеся должны:

- знать:

- правовое регулирование медицин­ской деятельности. Административное право в системе правового обеспечения охраны здоровья. Нормы здраво­охранительного законодательства, за нарушение которых устанавливается административная ответственность медицинских организаций и медра­ботников. Специфические черты административных правоотношений. Субъекты административного права;

- понятие административного правона­рушения и административной ответ­ственности. Административный деликт, состав административного правонару­шения. Освобождение от администра­тивной ответственности в случаях край­ней необходимости и признания в уста­новленном порядке лица невменяемым. Виды административных наказаний, применяемые к медицинским работ­никам и медицинским организациям: предупреждение; административный штраф; дисквалификацию; администра­тивное приостановление деятельности; обязательные работы;

- административную ответственность за необеспечение прав граждан на охра­ну здоровья. Невыполнение медицин­ской организацией обязанности об информировании граждан о возможно­сти получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания граж­данам медицинской помощи и терри­ториальных программ государствен­ных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Невыполнение медицинской органи­зацией, участвующей в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам меди­цинской помощи, обязанности о пре­доставлении пациентам информации о порядке, об объеме и условиях ока­зания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания граж­данам медицинской помощи. Правила предоставления медицинскими орга­низациями платных медицинских услуг. Административную ответствен­ность при несоблюдении правил;

- административно-правовую защиту права пациента на выбор врача и выбор медицинской организации. Отказ в прикреплении на медицинское обслу­живание. Административную ответ­ственность при нарушении прав паци­ентов на защиту сведений, составляю­щих врачебную тайну. Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотре­но федеральными законами, несвое­временное ее предоставление либо пре­доставление заведомо недостоверной информации. Нарушение прав пациен­та на согласие и отказ от медицинско­го вмешательства. Право пациента на информацию о состоянии своего здо­ровья и доступ к медицинским доку­ментам. Новый порядок ознакомления пациента с оригиналами медицинской документации о состоянии здоровья. Право пациента на видеозапись меди­цинского вмешательства;

- обязанности медицинских работников и ограничения, налагаемые на них. Административное урегулирование конфликта интересов при осущест­влении медицинской деятельности. Нарушение права больного на облег­чение боли как оказание услуг ненад­лежащего качества или с нарушением установленных законодательством тре­бований. Постановку ошибочного диа­гноза как нарушение права пациента на информацию о состоянии своего здоровья. Запрет на выполнение меди­цинских вмешательств без согласия пациента. Нарушение права пациента на получение информированного добровольного согласия на медицин­ское вмешательство;

- недопустимость отказа в оказании меди­цинской помощи. Административную ответственность за отказ в оказании медицинской помощи;

- нарушение требований законода­тельства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного пре­рывания беременности. Нарушение законодательства в области обеспече­ния санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Положения о порядке занятия народной медици­ной и получении разрешения на заня­тие народной медициной на террито­рии Краснодарского края, согласно приказу МЗ КК от 19 октября 2015 г № 5961. Административное правона­рушение по ст. 6.2 КоАП "Незаконное занятие народной медициной". Административное правонарушение по ст. 6.33 КоАП "Обращение фальсифи­цированных, контрафактных, недобро­качественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок";

- нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изде­лий. Административную ответствен­ность за "Непредставление сведений или представление заведомо недосто­верных сведений в федеральный орган исполнительной власти, осуществляю­щий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения";

- информационные правоотношения в здравоохранении, понятие и сущность документа, правовое и эксперт­ное значение медицинской документа­ции, требования к ведению медицин­ской документации, ответственность медучреждений и должностных лиц за ненадлежащее ведение документов; ответственность врача за некачествен­ное и неправильное оформление меди­цинской документации;

- уметь:

- анализировать научную юридическую литературу и официальные норма­тивные документы законодательства в здравоохранении;

- владеть:

- навыками работы с законами и подзаконными актами в сфере административно-правового регулиро­вания медицинской деятельности.

Еще одна серьезная проблема совре­менного здравоохранения - ответствен­ность граждан и пациентов в сфере охраны здоровья. Правам пациентов и ответствен­ности за нарушение прав уделено большое внимание, в то время как вопросы ответ­ственности самих граждан и пациентов за сохранение собственного здоровья в пра­вовом отношении освещаются явно недо­статочно. Между тем именно администра­тивное право позволяет разобраться в этой проблеме.

В рабочую программу нашей дисциплины мы включили компетенцию ПК-9 - "Го­товность к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими форма­ми...". У стоматологов - "...с различными стоматологическими заболеваниями...". Показателями достижения готовности к ле­чению пациентов нами определено, что сту­денты должны:

- знать:

- ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. 323-ФЗ "Об основах охраны здоро­вья граждан в Российской Федерации" "Обязанности граждан в сфере охраны здоровья";

- регулирование обязанностей граж­дан в сфере охраны здоровья адми­нистративно-правовыми средствами. Административную ответственность за немедицинское употребление наркоти­ческих средств - "Потребление нар­котических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоак­тивных веществ";

- "Уклонение от прохождения диагно­стики, профилактических мероприя­тий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реа­билитации в связи с потреблением нар­котических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоак­тивных веществ" - ст. 6.9.1 КоАП;

- обязанность граждан проходить меди­цинские осмотры. Ответственность за непрохождение периодических медос­мотров и за допуск работника к испол­нению трудовых обязанностей без про­хождения обязательного периодиче­ского медицинского осмотра;

- обязанность граждан, страдающих забо­леваниями, представляющими опасность для окружающих, проходить медицин­ское обследование, лечение и занимать­ся профилактикой. Административное правонарушение по ст. 6.1 КоАП РФ "Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения". Обязанности пациентов, больных туберкулезом. Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гиги­енических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэ­пидемических мероприятий;

- обязанность граждан, находящихся на лечении, соблюдать режим лече­ния и соблюдать правила поведе­ния в медицинских организациях. Административную ответственность за: употребление спиртных напитков на территории медицинской организации (ст. 20.21 КоАП); курение табака (ст. 6.24 КоАП); потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.29 КоАП); побои (ст. 6.1.1 КоАП); оскорбления меди­цинского персонала (ст. 5.61 КоАП); повреждение имущества (ст. 7.17 КоАП); организацию и участие в проведении азартных игр (ст. 14.1.1 КоАП); наруше­ние законодательства в области обеспе­чения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов (ст. 6.3 КоАП); выбрасывание мусора в местах, не предназначенных для этого (ст. 6.4 КоАП); использование электри­ческих приборов, таких как утюг, плит­ки, кипятильники, телевизоры (ст. 7.19 КоАП) и т.д.;

- уметь:

- применять знания прав и обязанно­стей пациентов к административно-правовым отношениям. Определять пути использования административно-правовых методов воздействия на пациентов;

- владеть:

- способами информационного поиска необходимых нормативных документов в административном законодательстве для применения в конкретных ситуа­циях взаимоотношений с пациентами.

Содержание дисциплины разработано по следующим темам, изучаемым на лек­циях и практических занятиях:

1) Правовое регулирование медицин­ской деятельности. Административное право в системе правового обеспечения охраны здоровья;

2) Административное правонарушение и административная ответственность;

3) Регулирование обязанностей граж­дан и пациентов в сфере охраны здоровья административно-правовыми средствами;

4) Защита прав пациентов админи­стративно-правовыми средствами;

5) Административно-правовое регули­рование в области прав и обязанностей медицинских работников и медицинских организаций.

Общая трудоемкость модуля 2 дисци­плины составляет 1,5 зачетных единиц -54 ч, из которых 12 ч выделено на лекцион­ный курс, 24 ч - на практические занятия и 18 ч отведено на самостоятельную работу.

Учебно-методическое обеспечение пред­ставлено изданным пособием - Мето­дические указания для внеаудиторной подготовки к практическим занятиям по дисциплине "Административно-правовое регулирование медицинской деятель­ности (вопросы административной от­ветственности)" / сост. Л.И. Ломакина, В.А. Породенко, Е.Н. Травенко, Е.И. Быстрова, А.В. Ильина. Под ред. профессора В.А. Породенко. Кубанский государствен­ный медицинский университет - Крас­нодар: КубГМУ, 2017. - 37 с. Кроме того, на занятиях студенты пользуются разда­точным материалом для самостоятельной работы в виде ситуационных задач, прове­рочных вопросов, тестовых заданий, нор­мативных документов.

Заключение

Разработана рабочая программа дисци­плины по модулю "Вопросы административ­ной ответственности" на базе компетенций ФГОС ВО третьего поколения для студентов медицинского университета. Общий объем модуля 54 ч (1,5 зачетных единиц), которые включают лекционные, практические заня­тия и самостоятельную работу.

Выделены и наполнены содержанием компетенции, формируемые при изуче­нии дисциплины. Разработано методи­ческое обеспечение учебного процесса: тексты и презентации лекций, планы практических занятий, задания для само­стоятельной работы, тестовый контроль, комплекты ситуационных задач. Изданы методические указания для студентов.

Представленные учебно-методические материалы не имеют аналогов и могут быть использованы для составления учебно-методического комплекса по вопросам ме­дицинского права.

Литература

1. Лаптев В.А. Медицинская деятельность: правовая природа и источники правового регулирования // Медицинское право. 2013. № 3. С. 15-18.

2. Профессиональный стандарт "Врач-педиатр участковый". Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 марта 2017 года № 306н.

3. Профессиональный стандарт "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)". Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2017 года № 293.

4. Сергеев Ю.Д., Кузьмин С.Б. Законодательное закрепление правового статуса медицинского работ­ника - актуальная проблема // Медицинское право. 2014. № 4. С. 3-7.

5. Трусова, Л.Н., Рассказова В.Н. Правовая грамотность - защита профессиональной деятельности врача // Пробл. социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. № 1. С. 25-28.

6. Ерохина Т.В. Административная ответственность за нарушения, посягающие на здоровье граждан // Правовые вопросы в здравоохранении. 2016. № 5. С. 18-28.

7. Сенокосова Е.К. Противоречия в системе оказания медицинской помощи как детерминанты меди­цинской преступности // Вестник Омского университета. Сер. "Право". 2016. № 3 (48). С. 216-219.