The willingness of the teaching staff of medical educational institutions to use distance learning technologies

AbstractA new stage of active introduction of distance learning technologies (DLT) increases the requirements for the preparation of the teaching staff. Teachers should be able to remotely implement educational programs. This problem is solved by improving the qualifications of teachers, directed on formation of necessary competences in the field of technological, methodological, informative provide complex virtual educational environment. However, not all teachers have sufficient basic level, possess sufficient skills and experience to develop educational programs using DLT. The authors investigated the technological skills of teachers to teaching using DLT in the system of continuous medical education.

Keywords:• medical education • distance learning technologies • webinar • e-learning

Meditsinskoe obrazovanie i professional’noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2017; (4): 35–41.

После вступления в силу (1 сентября 2013 г.) Федерального закона "Об об­разовании в Российской Федерации", в котором четко прописано, что "при реализации образовательных программ ис­пользуются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии (ДОТ), электронное обучение" (ФЗ № 273, ст. 13), в на­шей стране начался новый интенсивный этап внедрения дистанционного обучения. Даже в медицинском образовании, относи­тельно которого на протяжении многих лет регулярно обсуждались вопросы правомер­ности использования ДОТ, теперь активно разрабатываются дистанционные курсы, развивается телемедицина, дистанционно обучаются студенты, ординаторы, аспиран­ты, повышают квалификацию врачи [1, 2].

Реализация образовательных программ с помощью ДОТ сталкивается с решением многих проблем технологического, мате­риального, методического и, конечно, ка­дрового характера. Старая и, может быть, даже банальная фраза "Кадры решают все" стала афоризмом и не потеряла своей ак­туальности, так как во все времена необ­ходимость образования и наличие профес­сиональных компетенций у работника не обсуждаются. И здесь чрезвычайно важной является готовность преподавателей к ра­боте в условиях дистанционного обучения.

Кафедра медицинской педагогики, фи­лософии и иностранных языков ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального обра­зования" Минздрава России (РМАНПО) на протяжении нескольких лет прово­дит обучение научно-педагогических ра­ботников медицинских образовательных организаций и НИИ по программе "Дис­танционное обучение в системе непре­рывного медицинского образования". На­коплен большой опыт проведения таких занятий, использованы разнообразные ва­рианты организации и проведения цикла.

В марте 2017 г. был проведен дистанцион­ный цикл в режиме вебинара для преподава­телей филиалов РМАНПО. На этапе подго­товки цикла в филиалах было организовано оповещение сотрудников, сформированы списки слушателей, разосланы расписание занятий, учебные материалы, тестовые за­дания, анкеты. На кафедре РМАНПО был назначен куратор, который отвечал за ор­ганизацию взаимодействия с филиалами, обеспечивал своевременную рассылку ин­формации, обратную связь слушателей с пре­подавателями, отвечал за согласованную работу всех участников цикла. В филиалах были назначены ответственные за проведе­ние дистанционного цикла.

Программа цикла была реализована с опорой на видеолекции (6 вебинаров) и самостоятельную работу слушателей. На видеолекциях были рассмотрены теоре­тические вопросы, в том числе технология разработки учебного модуля для дистанци­онного обучения, технология построения электронных образовательных ресурсов (ЭОР), особенности организации дистан­ционного обучения в системе повышения квалификации врачей, специфика органи­зации педагогического контроля в услови­ях дистанционного обучения и др.

Вебинары проводились два раза в неделю по понедельникам и четвергам в 10:00 по мо­сковскому времени. Время занятий устраи­вало всех слушателей, находящихся в разных часовых поясах от Казани до Иркутска. Все вебинары сопровождались презентациями, которые после лекции пересылались слуша­телям. В процессе вебинаров осуществлялась обратная связь, слушатели отвечали на во­просы лектора и задавали свои вопросы по тематике занятия в чате или по аудиосвязи.

Самостоятельная работа включа­ла выполнение слушателями домашних заданий, направленных на разработку учебно-методического обеспечения дис­танционного обучения. Консультирова­ние, проверка и рецензирование заданий осуществлялись с помощью электронной почты. Использованные приемы и сред­ства обучения представлены в табл. 1.

Таким образом, условия проведения цикла предполагали, что все слушатели владеют компьютером и имеют опыт рабо­ты в Интернете, в том числе умеют пользо­ваться технологией отправления, пересыл­ки и получения электронных сообщений между компьютерами в локальных сетях и глобальной сети Интернет по протоко­лу SMTP, то есть электронной почтой. По этой причине нас заинтересовала степень готовности слушателей к участию в дис­танционном цикле и, конечно, готовности к использованию ДОТ.

Нами были разработаны специальные анкеты, которые рассылались в текстовом формате, а также в формате html, что позво­ляет реализовать автоматическую передачу результатов анкетирования в базу данных для последующей обработки и анализа.

Преподаватель, организующий учеб­ный процесс с использованием ДОТ, дол­жен понимать особенности организации удаленного занятия в режиме реального времени, использования активных прило­жений (презентаций PowerPoint, рисунков, видео), организации дискуссии с помощью чата или аудиосвязи. Именно поэтому пре­жде всего нужно было выяснить, насколько хорошо преподаватели используют совре­менные гаджеты, электронные коммуника­ции, понять уровень подготовки в области информационно-коммуникационных тех­нологий (ИКТ), использования интернет-ресурсов, наличия у преподавателей прак­тического опыта дистанционного обучения. Результаты исследования представлены на рис. 1-4.

1. Более 67% слушателей цикла обуча­лись по программам повышения квалифи­кации с использованием ДОТ (рис. 1).

Слушатели отметили, что их опыт обучения с использованием ДОТ заклю­чался в том, что им были предоставлены электронные учебники и методические пособия, доступ к подготовленным учеб­ным материалам и тестовым заданиям, слайд-лекциям. Общение с преподавате­лем в режиме online не было предусмотре­но, использовалась только электронная почта и в редких случаях телефон. Другой опыт дистанционного обучения заключал­ся в просмотре видеолекций без прямого общения с преподавателем. В процес­се обучения могла проводиться онлайн-трансляция занятия и предоставлялась возможность интерактивного общения с помощью чата и телефона.

2. У слушателей цикла есть опыт уча­стия в онлайн-семинарах по медицинской тематике, которые были размещены на различных интернет-ресурсах. Принимали участие в таких семинарах больше полови­ны слушателей цикла (рис. 2).

3. Готовность преподавателей и слуша­телей к дистанционному обучению во мно­гом определяется навыками интерактив­ного взаимодействия. К ним определенно относятся использование мобильного телефона, общение с друзьями и коллега­ми в социальных сетях или в мессенджерах (WhatsApp, Viber, Telegram и т.д.), общение по Skype, отправка SMS сразу нескольким пользователям. Результаты этого опроса отражены на рис. 3.

Большинство слушателей цикла имеют разнообразный опыт интерактивного взаи­модействия, к которому относится прежде всего использование приложений для мо­бильных устройств (смартфоны, планшеты) для общения по Интернету и обмена файлами, обеспечивающих цифрованную голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами, - Skype, WhatsApp, Viber, Telegram (87 и 50%). И почти 80% об­учающихся активно используют техноло­гию приема и передачи коротких тестовых сообщений - SMS (Short Message Service) с помощью сотового телефона.

4. В качестве источника для поиска спе­циализированной информации, в том чис­ле в области профессиональных интересов, большинство слушателей использует поис­ковые системы в компьютере, в YouTube, в мобильных телефонах - 77, 77, 72% соот­ветственно (рис. 4).

В анкету было включено задание для са­мооценки, по результатам которого слуша­тели смогли оценить уровень своей готовности к использованию ДОТ с помощью шкалы Лайкерта. Результаты самооценки послужили основанием для классифика­ции и распределения слушателей по трем группам (кластерам). Для построения кластеров был использован метод класте­ризации, который носит название метода k-средних (k-means).

Мы выявили три кластера, отражаю­щих уровни готовности ППС к использо­ванию ДОТ (табл. 2).

Первый кластер характеризуется на­личием у слушателей большого опыта использования технологий интерактив­ного взаимодействия. Практически все респонденты (90%), включенные в данный кластер, зарегистрированы в социальных сетях, обмениваются файлами по e-mail, общаются по Skype (онлайн-мессенджер), отправляют текстовые сообщения или зво­нят по телефону. У подавляющего боль­шинства (95%) есть планшет. Для прослу­шивания лекции, поиска нужной и новой информации 80% слушателей данного кластера используют поисковые системы, YouTube, 50% читают блоги и почти 50% слушателей так или иначе участвуют в по­полнении "Википедии".

Только 60% слушателей, попавших во второй кластер, зарегистрированы в со­циальных сетях, для обмена информацией со своими коллегами применяют онлайнмессенджеры. Порядка 70% слушателей отправляют СМС-сообщения, активно задействуют поисковые системы в интер­нете, YouTube для просмотра лекций, ис­пользуют все возможности мобильного телефона. Более 60% респондентов поль­зуются специальными программными приложения и сайтами для поиска отзывов в Интернете для оплаты счетов или брони­рования мест. Планшет есть у почти у 40% слушателей.

Для слушателей, включенных в тре­тий кластер, характерно слабое приклад­ное применение современных технологий и средств коммуникации. Из всех доступ­ных средств чаще всего задействована воз­можность отправки текстовых сообщений с помощью мобильного телефона. У них нет iPad или другого планшета, они не ис­пользуют Интернет в личных целях, таких как покупка билетов, оплата счетов. Для интерактивного взаимодействия через Ин­тернет 67% от числа слушателей этого кла­стера применяют программу Skype, уста­новленную на компьютере. Поисковыми системами пользуются 50% слушателей, делятся информацией с друзьями, колле­гами в социальных сетях 30% слушателей данного кластера.

Слушателям было предложено оценить следующий тезис: "Использование ДОТ - это просто модное веяние времени, обу­словленное появлением новых гаджетов". С этим утверждением не согласны 79% ре­спондентов (рис. 5) Эволюция, переворот в процессах по­иска и приобретения знаний, быстрое развитие систем электронного обучения требуют нового подхода к организацион­ной схеме обучения, способам передачи знаний, а также, безусловно, готовности преподавателей к происходящим измене­ниям [3, 4].

Самостоятельный поиск профессио­нальной информации и использование для этого электронных образовательных ресурсов, библиотек, специализирован­ных медицинских порталов, навыки ин­терактивного взаимодействия являются основой для саморазвития преподавателей медицинских вузов, для повышения их мо­тивации к использованию ДОТ.

Мы считаем, что одним из побуждений преподавателей медицинских образова­тельных организаций к использованию ДОТ, к разработке дистанционных учеб­ных модулей становится накопленный положительный опыт, приобретенные компетенции в процессе работы с ком­пьютерами, современными гаджетами и их приложениями.

Слушатели получили возможность оце­нить методическое обеспечение цикла. Ре­зультаты представлены в табл. 3.

Таким образом, повышение квалифика­ции преподавателей в области ДОТ способ­ствует коррекции недостатка опыта исполь­зования электронного обучения, негативных установок, позволяет нивелировать возмож­ный сдерживающий эффект для примене­ния ДОТ в педагогическом процессе.

Литература

1. Шестак Н.В., Подзолкова Н.М. Реализация непрерывного медицинского образования с помощью дистанционных образовательных технологий // Высшее образование в России. 2015. № 7.

2. Шестак Н.В., Старостенкова Т.А., Тараканов П.Ю. Дистанционное обучение в ординатуре: реализация теоретических курсов на примере дисциплины "Педагогика" // Медицинское образование и профес­сиональное развитие. 2016. № 3.

3. Мердок М., Мюллер Т. Взрыв обучения: Девять правил эффективного виртуального класса. М. : Альпина Паблишер, 2012.

4. Шестак Н.В., Чмыхова Е.В. E-learning - обучение в сети Интернет. М. : Изд-во СГУ, 2015.