Topical issues and the necessity for training of executives of medical organizations in the matters of disaster medicine in the continuing medical education system

Резюме In reliance on peculiarities of the system of organization and provision of medical care to the persons injured in emergency situations the role of executives of medical organizations in accomplishment of the objectives of medical support for the population in emergency situations is determined. The issues of comprehensive provision of medical organizations preparedness for emergency response, among which training of the executive staff in actions in crisis situations prevails, are considered. In the course of renewal of vocational education and introduction of a new model of continuing medical and pharmaceutical education, the necessity in elaboration of special professional competencies in disaster medicine and professional standards, to train executives of medical organizations in elimination of the consequences of emergency situations, is justified. In view of professional experience of specialists of the All-Russian Centre for Disaster Medicine "Zaschita" the examples of professional competencies of executives of medical organizations in the issues of medical support for the population in emergency situations are provided. The main objectives for the development of the uniform requirements for educational materials and activities with regard to training of executives of medical organizations in the disaster medicine issues are defined.

Ключевые слова: • complex security of medical organizations • continuing medical and pharmaceutical education • emergency situation • hospital security index • management of medical organization in emergency situation environment • medical support of population • professional competencies in disaster medicine • professional standards • service for disaster medicine

Мед. образование и проф. развитие. 2017. № 2-3. С. 42-49.

Готовность здравоохранения к вне­запно возникающим чрезвычайным ситуациям (ЧС), требующим медицин­ского обеспечения пострадавшего населе­ния, - прямая обязанность должностных лиц на всех уровнях. Важная роль в выпол­нении задач медицинского обеспечения населения при ЧС принадлежит руково­дителям медицинских организаций: боль­ниц, поликлиник, центров государствен­ного санэпиднадзора, станций скорой медицинской помощи и переливания кро­ви, аптек, аптечных складов и пр. При этом одни медицинские организации являются базой для формирований службы меди­цины катастроф, участвуют в лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятиях, а другие обеспечивают объекты здраво­охранения и службу медицины катастроф средствами оказания медицинской помо­щи и лечения.

Система организации и оказания меди­цинской помощи пострадавшим в условиях ЧС, в отличие от повседневной деятель­ности, как правило, имеет существенные особенности, обусловленные медико-тактическими условиями конкретной ЧС. Такими особенностями могут быть оказа­ние медицинской помощи при одномо­ментном массовом поступлении постра­давших и больных, сокращение объемов лечебных мероприятий на этапах медицин­ской эвакуации, временное отсутствие до­ступа медицинских работников к постра­давшим (например, при землетрясениях, ЧС в труднодоступных районах), зависи­мость тактики ведения пациентов от усло­вий медицинской эвакуации (нормально функционирующая система медицинской эвакуация или вынужденная задержка эва­куации), состояния (повреждения) местной системы здравоохранения и иной инфра­структуры и др. Руководители медицин­ских организаций и формирований должны знать и учитывать данные особенности при организации оказания медицинской помо­щи пострадавшим в ЧС.

Роль медицинских лечебно-профи­лактических организаций в системе орга­низации и оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС различна и зависит от их лечебно-диагностических возмож­ностей, профилей и территориального расположения. Это соотносится с опре­деленным уровнем оказания медицин­ской помощи в регионе и закрепляется в планах-заданиях объектам здравоохране­ния на случай возникновения ЧС. Выезд­ные бригады скорой медицинской помо­щи и территориальных центров медицины катастроф при ЧС выполняют основную роль в догоспитальном периоде - оказа­ние экстренной медицинской помощи пострадавшим в зоне (вблизи зоны) ЧС и их медицинская эвакуация в лечебные учреждения. Задачи медицинских орга­низаций стационарного типа (больницы, клинические центры, медико-санитарные части и др.) - оказание специализирован­ной медицинской помощи пострадавшим в ЧС, а также формирование бригад спе­циализированной медицинской помощи для выдвижения в зону (вблизи зоны) ЧС и усиления передовых этапов медицин­ской помощи и эвакуации. Амбулаторные учреждения (поликлиники и др.), как пра­вило, формируют врачебно-сестринские бригады для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в догоспи­тальном периоде.

По данным Всероссийской службы ме­дицины катастроф, в нашей стране еже­годно происходит порядка 2 тыс. ЧС раз­личного характера и масштаба, в которых среднее количество пострадавших состав­ляет около 14 тыс. чел., из них 50-60% по­страдавших госпитализируются, а порядка 20% погибает в догоспитальном периоде. При этом подавляющее большинство ЧС (80%) относится к техногенным катастрофам, из них дорожно-транспортные про­исшествия и пожары составляют примерно по 50%. На 2-м месте по количеству про­исшествий находятся биолого-социальные ЧС (15%), около 3,5% составляют социаль­ные и 1,5% - природные катаклизмы [1].

Сложная военно-политическая об­становка в мире и вблизи границ России определяет необходимость обеспечения готовности сил и средств здравоохране­ния, медицинских организаций к работе в условиях вооруженных и военных кон­фликтов, в том числе при появлении боль­шого числа раненых среди военнослужа­щих и гражданского населения, потоков беженцев и переселенцев, возникновении очагов инфекционных заболеваний и др. В приграничных субъектах Российской Федерации на эти периоды должны быть проработаны вопросы организации лече­ния раненых в организациях гражданского здравоохранения.

Помимо внешней ЧС прямые риски и угрозы для работников и пациентов, а также имущественного комплекса не­сут кризисные ситуации, возникающие внутри самой лечебной организации (вну­тренние ЧС): пожар, наводнение, хими­ческая или биологическая атака, террори­стический акт с захватом заложников и др. В таких случаях от того, насколько гра­мотно и оперативно сработает команда руководства, дежурный персонал и весь коллектив медицинского учреждения, за­висит жизнь многих людей, сохранность медицинского оборудования и другого имущества.

Вопросы обеспечения комплексной безопасности медицинских организаций, включая антитеррористическую защищен­ность, пожарную безопасность, имеют первостепенное значение в деятельности руководителей (главных врачей) лечебных учреждений. Во многом проводимые в этом направлении мероприятия пересе­каются с мерами по повышению устойчи­вости функционирования медицинского учреждения в различных режимах деятель­ности (повседневный, повышенной готов­ности, режим ЧС).

По заданию Минздрава России спе­циалистами ВЦМК "Защита" совместно с представителями здравоохранения ряда субъектов Российской Федерации ведется работа по изучению возможности адап­тации и применения в российском здра­воохранении разработанного Всемирной организацией здравоохранения руковод­ства "Индекс безопасности больниц". Комплексные подходы к оценке уровня безопасности лечебных учреждений, из­ложенные в данном документе, представ­ляют несомненный практический интерес и будут полезны как руководителям меди­цинских организаций, так и руководите­лям органов управлением здравоохранени­ем регионов.

Несмотря на определенные различия в задачах медицинских организаций в усло­виях ЧС, очевидно, что во всех медицин­ских учреждениях вопросы комплексного обеспечения готовности к реагированию в ЧС должны прорабатываться заблаго­временно, причем подготовка руководя­щих кадров и медицинских работников к действиям в нестандартных, кризисных ситуациях имеет приоритетное значение независимо от организационно-правовой формы организации, ведомственной под­чиненности, уровня оказания медицин­ской помощи.

Для решения возникающих задач по управлению медицинской организаци­ей в сложных условиях ЧС руководитель учреждения здравоохранения должен иметь высокий уровень компетентности, включающей рациональное использова­ние кадровых и материально-технических ресурсов для организации устойчивой ра­боты медицинской организации в различ­ных режимах деятельности.

Общее реформирование профессио­нального образования, реализация меро­приятий пилотного проекта Минздрава России по внедрению новой модели непре­рывного медицинского и фармацевтиче­ского образования (НМО) требуют уделить особое внимание разработке специальных профессиональных компетенций по меди­цине катастроф, профессиональных стан­дартов с учетом профессиональных компе­тенций по медицине катастроф, программ дополнительного профессионального об­разования (ДПО) подготовки руководи­телей медицинских организаций в части, касающейся знания современных аспектов организации медицинского обеспечения при ликвидации последствий ЧС [2].

На сегодняшний день специалистами ФГБОУ ВО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России разработан профессиональный стандарт специалиста в области организации здраво­охранения, в основе которого лежит пере­чень обобщенных трудовых функций для организаторов здравоохранения.

Согласно разработанному профессио­нальному стандарту, обобщенной трудовой функцией врача, занимающего должность руководителя медицинской организации, является управление медицинской орга­низацией, включая ряд частных трудовых функций:

- стратегическое планирование и про­гнозирование деятельности медицин­ской организации;

- управление ресурсами медицинской организации;

- взаимодействие с вышестоящими и партнерскими организациями;

- обеспечение развития медицинской организации;

- менеджмент качества и безопасности медицинской деятельности.

Каждая частная трудовая функция со­стоит из конкретных знаний, умений и на­выков, т.е. профессиональных компетенций руководителя медицинской организации. Данный перечень компетенций представ­лен в полной мере и охватывает практи­чески все сферы деятельности руководи­теля медицинской организации, включая руководство разработкой и утверждение организационно-распорядительных доку­ментов медицинской организации или ее подразделений, финансовых и бухгалтер­ских документов, отчетов о деятельности ме­дицинской организации, выстраивание де­ловых связей и организацию сотрудничества с различными государственными, обще­ственными, религиозными, коммерческими структурами, формирование стратегических и программных документов в области орга­низации медицинской помощи населению, разработку политики и стратегических целей в области менеджмента качества оказания медицинской помощи и ряд других компе­тенций, предполагающих знания, умения и навыки по управлению медицинской орга­низацией [3].

Однако, по нашему мнению, в перечне частных трудовых функций или в перечне профессиональных компетенций, относя­щихся к той или иной трудовой функции руководителя медицинской организа­ции, должны содержаться знания, умения и навыки по организации работы меди­цинского учреждения при ЧС различного характера (внешней, внутренней, комби­нированной), в том числе при массовом поступлении пострадавших и возникновении нештатных ситуаций в самом учреж­дении. При этом необходимо принять во внимание, что на основе разработанных и утвержденных профессиональных стан­дартов и профессиональных компетенций будут формироваться образовательные стандарты по каждой специальности, раз­рабатываться программы ДПО и оценоч­ные материалы для аккредитации специа­листов в рамках НМО [4, 5].

На сегодняшний день обучающиеся в ординатуре или аспирантуре по специ­альности "организация здравоохранения и общественное здоровье", а также руко­водители медицинских организаций, кото­рые проходят ДПО по основной специаль­ности, не получают знаний по медицине катастроф ввиду отсутствия специальных трудовых функций (профессиональных компетенций), прописанных в разрабо­танном профессиональном стандарте.

В постановлении Правительства Рос­сийской Федерации "О защите жизни и здоровья населения Российской Феде­рации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вы­званных стихийными бедствиями, авария­ми и катастрофами" от 03.05.1994 № 420 Минздраву России предписывалось:

- создать систему подготовки и обучения специалистов по проблеме медицины катастроф, их действиям в условиях возникновения и ликвидации послед­ствий ЧС;

- разработать порядок подготовки меди­цинских кадров по медицине ката­строф.

Во Всероссийском центре медицины катастроф "Защита" (ВЦМК "Защита") уже более 20 лет реализуются требования вышеуказанного постановления приме­нительно к условиям мирного и военного времени.

Система подготовки медицинских спе­циалистов по вопросам медицинского обе­спечения населения в ЧС создана и функци­онирует с учетом положений Федеральных законов "Об образовании в Российской Фе­дерации" от 29.12.2012 № 273 и "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Фе­дерации" от 21.11.2011 № 323.

В рамках ДПО для руководителей меди­цинских организаций стационарного и ам­булаторного типов сотрудниками ВЦМК "Защита" Минздрава России и кафедры медицины катастроф ФГБОУ ДПО "Рос­сийская медицинская академия непре­рывного профессионального образования" Минздрава России организованы и прово­дятся соответствующие циклы повышения квалификации по вопросам медицины ка­тастроф.

В настоящее время в соответствии с ана­лизом ведущих тенденций развития профес­сионального образования одной из приори­тетных задач мы считаем совершенствование организации и методического обеспечения ДПО руководителей медицинских органи­заций по вопросам медицины катастроф, рассматривая компетентностный подход как методологическую основу обучения [6].

Состав профессиональных компетенций по медицине катастроф для каждого специ­алиста, лежащий в основе профессиональ­ного стандарта и программ ДПО, в том числе по специальности "организация здравоохра­нения и общественное здоровье", определя­ется в соответствии с опытом сотрудников ВЦМК "Защита", который в данном случае представляет государственную образова­тельную организацию (ГОО) - провайдер образовательных программ ДПО по меди­цине катастроф, а также Общероссийской общественной организацией специалистов в сфере медицины катастроф (ООСМК) - провайдер образовательных мероприятий по медицине катастроф (профильные конфе­ренции, семинары, симпозиумы, командно-штабные и тактико-специальные учения и пр.), что регламентировано ст. 76 ФЗ № 323 "Об основах охраны здоровья в Российской Федерации".

В качестве примера профессиональных компетенций по вопросам организации ме­дицинского обеспечения населения в ЧС для руководителей медицинских организаций можно привести готовность/способность:

- использовать федеральные и региональ­ные нормативные правовые документы в сфере здравоохранения и медицины катастроф, порядки оказания медицин­ской помощи, клинические рекоменда­ции по медицине катастроф, методиче­ские рекомендации и иные документы в целях планирования и организации работы медицинской организации при различных видах ЧС;

- эффективно управлять медицинской организацией в сложной обстановке и решать связанные с этим задачи с уче­том особенностей организации и оказа­ния медицинской помощи при ЧС;

- рационально организовать работу сотрудников медицинской организа­ции по приему пострадавших, в том числе при массовом поступлении, оказанию необходимой медицинской помощи, проведению медицинской сортировки, организации при необ­ходимости медицинской эвакуации в другие лечебные учреждения (меж­больничная эвакуация);

- организовать работу медицинского учреждения по безусловному выполне­нию задач при возникновении воору­женных и военных конфликтов;

- обеспечить выполнение экстрен­ных и иных мероприятий по защите и спасению сотрудников и пациентов, сохранности имущества при угрозах и рисках, возникающих при внутрен­них ЧС (пожар, наводнение, химиче­ская или биологическая атака, терро­ристический акт с захватом заложни­ков и др.);

- организовать и обеспечить выполнение комплекса мероприятий по повыше­нию устойчивости функционирования медицинской организации в различ­ных режимах деятельности и др.

В данном случае представленные ком­петенции в основном имеют организаци­онную направленность, что предполагает больший объем теоретических знаний, ко­торые могут быть приобретены руководи­телями медицинских организаций за счет дистанционного самообразования, про­ведения очных семинаров и вебинаров [7]. Однако для сбалансированного приобрете­ния теоретических знаний и практических навыков в обучении руководящего состава медицинских учреждений при формирова­нии программ ДПО и обучающих модулей необходимо увеличивать практическую составляющую за счет проведения дело­вых игр и решения ситуационных задач по реагированию и действиям медицин­ских организаций и формирований служ­бы медицины катастроф при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, ор­ганизации учений, тренировок, соревнова­ний, проверок и др. При этом при форми­ровании материалов для самостоятельной работы, ситуационных задач и вопросов для тестового контроля используется не только опыт ведущих специалистов ВЦМК "Защи­та" и территориальных центров медицины катастроф, но и личный опыт обучающихся по ликвидации последствий реальных ЧС, произошедших на территории соответству­ющего субъекта.

Согласно главному принципу НМО в России - партнерство ГОО и профессио­нальных обществ, для разработки единых требований к образовательным материа­лам и мероприятиям в части подготовки руководителей медицинских организаций по медицине катастроф, считаем необхо­димым решить следующие задачи:

1. Специальные профессиональные ком­петенции для руководителей медицинских организаций представить в Общероссий­скую общественную организацию "Обще­ство по организации здравоохранения и общественного здоровья" о внесении данных компетенций в профессиональ­ный стандарт специалиста в области ор­ганизации здравоохранения, для каждой компетенции создать обучающие модули для внесения их в образовательный кон­тент по данной специальности.

2. Определить количество кредитов/ баллов по медицине катастроф, которые ежегодно обязан приобрести руководитель медицинской организации для прохож­дения аккредитации в системе НМО. По нашему мнению, из 50 кредитов/баллов, ежегодно приобретаемых, 6-8 кредитов/ баллов целесообразно получать по темати­ке медицины катастроф.

3. Мероприятия, проводимые на ре­гиональном уровне, содержащие тематику по медицине катастроф (конференции, съезды, симпозиумы), а также образова­тельный контент, содержащийся в планах проведения командно-штабных и тактико-специальных учений, также необходимо предоставлять к экспертизе и регистри­ровать для набора руководителями и всем личным составом региональных и муни­ципальных медицинских организаций кредитов и зачета их в системе НМО. При этом за участие в семинарах или лекциях, проводимых в рамках образовательных мероприятий, руководители медицинских организаций смогут получать от 1 до, мак­симум, 6 кредитов/баллов.

4. Внести предложения в существующие нормативные правовые акты по интеграции учебных программ ДПО для руководителей медицинских организаций, обучающих мо­дулей по медицине катастроф в программы ДПО для различных специалистов в систе­му НМО и аккредитации для легитимного набора кредитов/баллов медицинскими специалистами на портале Координацион­ного совета sovetnmo.ru.

Литература

1. Доклад ФГБУ "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Министерства здравоохранения Российской Федерации о выполнении целевых показателей его деятельности за период 2014-2016 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vcmk.ru/docs/ofitsialnye-dokumenty/

2. Баранова Н.Н., Бобий Б.В., Гончаров С.Ф., Сахно И.И. Совершенствование системы подготовки ме­дицинских кадров Всероссийской службы медицины катастроф - важная составная часть готовно­сти здравоохранения к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, террористических актов и вооруженных конфликтов // Медицина катастроф. 2016. № 3. С. 51-54.

3. Проект Профессионального стандарта специалиста в области организации здравоохранения [Элек­тронный ресурс]. URL: http://www.vcmk.ru/anons/index.php?id=2597.

4. Аккредитация - принципиально новая система, а не смена названия: интервью с директором Де­партамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Т.В. Семеновой // Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 1. С. 75-78.

5. Балкизов З.З., Природова О.Ф., Семенова Т.В., Сизова Ж.М. Переход на новую систему допуска к медицинской деятельности: аккредитация и непрерывное медицинское образование // Мед. образо­вание и проф. развитие. 2016. № 4. С. 12-18.

6. Найговзина Н.Б., Конаныхина А.К., Кочубей А.В. Задачи подготовки и непрерывного профессио­нального развития административно-управленческих кадров здравоохранения в системе дополни­тельного профессионального образования. // Здравоохр. Рос. Федерации. 2016. Т. 60, № 1. С. 35-40.

7. Решетников А.В., Трегубов В.Н., Шамшурина Н.Г., Марочкина Е.Б. и др. Профессиональное само­образование организаторов здравоохранения с использованием массовых открытых онлайн-курсов // Мед. образование и проф. развитие. 2015. № 2. С. 53-58.

Peer-review