The use of the mental maps in the practice of a training of older year students in the discipline "children's infectious diseases"

To the content 2-3 . 2017

AbstractIn the article an expediency of using the mental maps as an alternative to traditional educational literature for the training of the students of the older years for a practical training on the discipline "сhildren's infectious diseases" is studied. The purpose — to prove the advantages of using the mental maps before an educational student's literature. In the work concrete and sociological methods — voluntary anonymous questioning and the method of a simple interview with the purpose of s specification of some positions are used. 72 students of the 5th and the 6th courses of the general medicine and the pediatric faculties underwent questioning and interviewing. As a result of the conducted survey it turned out that the vast majority of the respondents (83.3%) in general positively estimated use of the mental tables by the preparation for a practical training in comparison with an educational literature. From the most significant positive features of use of this pedagogical reception students noted presentation of an information at its small volume, and its structure. Only 6.9% of the students showed a negative attitude to the mental maps, having indicated its insufficient completeness. Thus, the use of the mental maps as an alternative to educational literature in many cases will be expedient by preparation for a practical training on the discipline "Children's infectious diseases".

Keywords:• mental map • mind map • associative card • children's infectious diseases

Meditsinskoe obrazovanie i professional’noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2017; (2-3): 20–3.

Ментальная карта (син.: диаграмма свя­зей, интеллект-карта, карта мыслей (англ. Mind map), ассоциативная карта/ диаграмма, карта памяти, схема мышле­ния) - метод структуризации информации с использованием графической записи в виде диаграммы. Ментальная карта реа­лизуется в виде древовидной схемы, на ко­торой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отхо­дящими от центрального понятия или идеи. Методика была разработана психологом Тони Бьюзеном в конце 1960-х гг. [1].

Метод ментальных карт применим в лю­бой сфере жизни, где бы ни требовалось развивать и совершенствовать интеллек­туальные способности личности и решать разнообразные задачи [2]. В педагогиче­ском процессе высшего медицинского об­разования использование данного метода, безусловно, имеет определенные преиму­щества перед традиционной медицинской учебной литературой. Известно, что ме­дицинские знания постоянно обновля­ются и удваиваются по объему примерно раз в 5-10 лет. Это диктует необходимость периодического обновления базы учебной литературы, что не всегда осуществимо практически. В частности к преимуществам использования ментальных карт можно от­нести их оперативную коррекцию, а также краткость, наглядность и информативность представляемой информации.

Таким образом, век информационных технологий предполагает применение но­вых педагогических приемов, способству­ющих лучшему усвоению специфической медицинской информации у студентов.

Цель - обосновать преимущества ис­пользования ментальных карт перед учеб­ной студенческой литературой.

Материал и методы

В работе использованы конкретно-социологические методы - добровольное анонимное анкетирование и метод простого интервью с целью уточнения некоторых позиций [3]. В задачи исследования вхо­дили анкетирование и интервьюирование 72 студентов V и VI курсов лечебного и пе­диатрического факультетов, которые гото­вились к практическим занятиям с помо­щью разработанных нами ментальных карт. С учетом принятых в социологии требова­ний к анкетированию первая часть вопросов носила нейтральный характер, затем предла­гались более сложные, а вопросы социально-демографического блока завершали анкету. Отсутствовали пункты, характеризующиеся органической множественностью, состав­ные вопросы и вопросы с двойным отрица­нием, было минимизировано количество вопросов с числом альтернативных ответов >5 и другие. Была составлена и использова­на оригинальная анкета, которая включала 10 вопросов. Опрос проводили в течение одного учеб-ного дня, чтобы исключить по­вторное включение респондентов.

Анализ паспортной части анкеты пока­зал, что среди респондентов преобладали девушки-студенты в возрастной когорте 20-29 лет, учащиеся на хорошо и отлично.

Результаты

При анкетировании респондентов ока­залось, что только 23 (31,9%) студента ре­гулярно используют учебную литературу, полученную в библиотеке. При выбороч­ном интервьюировании выяснилось, что студенты не желают пользоваться учебной литературой, так как удобнее использовать электронные версии учебников. Кроме того, часть респондентов заявила о неакту­альности учебной литературы.

При ответе на вопрос анкеты "Какими источниками информации Вы готовы пользоваться при подготовке к практиче­ским занятиям, кроме учебной литерату­ры?" абсолютное большинство (55 студен­тов, 76,4%) отметили интернет-ресурсы. Остальные варианты ответов набрали зна­чительно меньше голосов: лекционный материал - 9 (12,5%), научная литература - 5 (6,9%), остальные 3 (4,2%) готовиться к занятиям самостоятельно не планируют. Примечательно, что среди предложенных вариантов ментальные карты не выбрал ни один студент.

Все 72 (100%) студента заявили о го­товности использовать ментальные карты вместо учебной литературы в случае их предоставления студентам.

Что касается достоинств метода, сту­денты чаще всего отмечали информатив­ность ментальных карт (43 респондента, 59,7%). При интервьюировании студенты определяли информативность как доста­точный объем знаний при минимальном количестве текста. Также из преимуществ студенты указали на высокую структури­рованность информации (15 респондентов, 20,8%). Позднее они пояснили это лег­костью получения общего представления о конкретных нозологиях. Еще 2 (2,8%) сту­дента не смогли сформулировать позитив­ные черты использования ментальных карт.

Тех, кто негативно отнесся к данному методу, было существенно меньше (5 сту­дентов, 6,9%). Все они указали на недо­статочный объем знаний, который может быть извлечен из конкретной ментальной карты. Оставшиеся 7 (9,8%) студентов не смогли четко обозначить свое отношение к ментальным картам.

Обсуждение

Исходя из полученных результатов можно заключить следующее. Во-первых, в настоящее время студенты старших курсов зачастую не желают использо­вать учебную литературу при подготовке к практическим занятиям, предпочитая интернет-ресурсы. Учитывая, что в Интер­нете много противоречивой, а часто даже ложной информации, существует объек­тивная необходимость в подготовке мето­дически выверенных материалов, которые могли бы стать альтернативой учебникам.

Во-вторых, в век информационных тех­нологий педагогические методы и методи­ки должны соответствовать современной конъюнктуре. Несмотря на то что никто из респондентов не сталкивался с мен­тальными картами ранее, все студенты продемонстрировали готовность к их ис­пользованию при подготовке к заняти­ям. Абсолютное большинство студентов (83,3%) оценили работу по данному мето­ду позитивно, и лишь 6,9% респондентов были недовольны работой с ментальными картами.

В-третьих, необходимо детально про­анализировать причины негативного от­ношения к данному методу изложения специфической медицинской инфор­мации для их возможной минимизации. Студенты указывают на недостаточный объем знаний, который может быть по­лучен из конкретной ментальной карты. Действительно, схемы мышления не могут содержать сопоставимый по глубине объ­ем информации по сравнению с учебной литературой. И если у студента нет полно­ценной базы клинических знаний, ему будет очень трудно выстроить необходи­мый ассоциативный ряд, который лежит в основе любой интеллект-карты. В таком случае уместно предположить, что в ряде случаев использовать ментальные карты целесообразно при подготовке к итоговым или зачетным занятиям, а также к экзаме­ну по дисциплине, т.е. после использова­ния учебной литературы.

Заключение

Использование ментальных карт в выс­шем медицинском образовании пока не получило широкого распространения. При этом процесс их создания интерактивен, прост и доступен широкому кругу препо­давателей. Известно, что данный метод имеет ряд преимуществ: ".Можно быстро и без больших усилий составлять аккурат­ные и многоцветные интеллект-карты, а также по желанию редактировать и улуч­шать уже созданные; анализировать ин­формацию и управлять данными на разных уровнях с помощью большого набора ин­струментов; распространять и демонстри­ровать интеллект-карты в разных режимах, переводить их в различные коммуникаци­онные и отчетные форматы (доклады, пре­зентации, планы проектов и электронные таблицы); развивать групповые идеи и за­мечания в ходе совместной работы; орга­низовывать, осуществлять и отслеживать проекты от начала до конца; повышать эффективность управления знаниями бла­годаря подключению к внешним источни­кам информации" [4].

Также хотелось бы отметить, что мен­тальные карты, по мнению студентов, могут стать современной альтернативой учебной литературе при подготовке к практическим занятиям, т.е. их использование целесообразно и оправдано. Наиболее значительным ограничением их примене­ния может стать низкий уровень базовой подготовки студента, не позволяющий выстраивать нужный ассоциативный ряд. В таком случае можно рекомендовать ис­пользовать ментальные карты при подго­товке к итоговым, зачетным занятиям или экзаменам, т.е. после ознакомления с учеб­ной литературой.

Авторы заявляют об отсутствии кон­фликта интересов и источников внешнего финансирования.

Авторы выражают благодарность кол­лективу кафедры социальной работы с кур­сом педагогики и образовательных техно­логий ДПО ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский универси­тет" за методическую помощь в работе.

Литература

1. Андрюхина Л.М. Ментальные карты (интеллект-карты) как контрольно-оценивающее средство по дисциплине "История и методология педагогической науки" // Сборник научных трудов IX Междуна­родной научно-практической конференции "Формирование кадрового потенциала СПО - инноваци­онные процессы на производстве и в профессиональном образовании". Екатеринбург, 2016. С. 78-86.

2. Мюллер Х. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей. М. : Омега-Л, 2007. 126 с.

3. Каплунов К.О. Особенности применения методик социологии медицины в условиях детского инфек­ционного стационара // Менеджер здравоохр. 2015. № 1. С. 35-39.

4. Бьюзен Т., Гриффитс К. Интеллект-карты для бизнеса. Минск : Попурри, 2011. 320 с.

Peer-review