Abstracts

Meditsinskoe obrazovanie i professional’noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2017; (2-3): 9–11.

Коллегиальная оценка при проведении объективного структурированного клинического экзамена: тематический обзор литературы

Авторы: Rishad Khan1, Michael W.C. Payne2, Saad Chahine3

(1Centre for Education Research and Innovation, Schulich School of Medicine and Dentistry, University of Western Ontario, London, Canada; 2Department of Physical Medicine and Rehabilitation, Schulich School of Medicine and Dentistry, University of Western Ontario, London, Canada; 3Centre for Education Research and Innovation, Schulich School of Medicine and Dentistry, University of Western Ontario, London, Canada; Department of Medicine, Schulich School of Medicine and Dentistry, University of Western Ontario, London, Canada)

Источник: Med Teacher. 2017; 39(7): 745-56.

Общие сведения. Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ), первоначально разработанный экспертами, оценивающими компетентность студентов, чаще используется совместно с элементом независимой коллегиальной оценки и колле­гиального обмена отзывами. Несмотря на то что коллегиальная оценка в системе высшего образования была изучена, ее роль в контексте проведения ОСКЭ не рассматривалась.

Целью данного исследования является проведение тематического обзора литературы, а также изучение роли коллегиальной оценки и коллегиального обмена отзывами в кон­тексте проведения ОСКЭ.

Методы. В ходе проведения ручного, а также автоматизированного поиска литературы с использованием электронных баз данных, было отобрано 507 статей. Был выполнен полно­текстовый скрининг 21 научной работы, из этого количества 13 документов были включены в исследование. Каждый этап обзора выполнялся 2 независимыми обозревателями.

Результаты. ОСКЭ на основе оценивания со стороны равных (на взаимной колле­гиальной основе) проводятся с целью определения точности студентов в оценивании результатов прохождения ОСКЭ, а также для содействия дальнейшему повышению ка­чества и эффективности процесса обучения. В сравнении с преподавательским коллек­тивом вуза, экзаменаторы-коллеги (т.е. экзаменаторы-студенты. - Прим. перев.) демон­стрируют тенденцию к присвоению более высоких глобальных рейтингов и постановке вариативных оценок в оценочных листах (чек-листах), а также предоставляют обратную связь (комментарии, замечания и предложения) на высоком качественном уровне. Уча­стие студентов в ОСКЭ в качестве экзаменаторов расценивается как фактор, оказываю­щий благоприятное воздействие на процесс обучения.

Выводы. Коллегиальная оценка и обмен отзывами между равными коллегами могут использоваться для проверки добросовестности экзаменаторов-студентов и поддержания качества процесса обучения. Преподавателям, которые используют в своей профессио­нальной деятельности проведение ОСКЭ, следует опираться на методологическую осно­ву, полностью соответствующую цели данных экзаменов. Образование на основе компетентностного подхода предполагает диверсификацию оценочных практик и поднимает вопрос о степени влияния оценки на процесс обучения; объективные структурирован­ные клинические экзамены, основанные на проведении оценивания и обратной связи со стороны равных, отвечают этим требованиям и станут важным звеном практической деятельности в области медицинского образования.



В чем заключается польза качественного исследования?

Авторы: Tim Dornan, Martina Kelly

Источник: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/medu.13229/abstract, doi: 10.1111/medu.13229

Недавно в редакцию "British Medical Journal" (BMJ) пришло письмо, подписанное 76 научными работниками, занимающими высшие академические должности, с просьбой в рамках своей редакционной политики более благосклонно относиться к освещению те­матики, посвященной качественному исследованию. Редакционный совет BMJ отклонил данную просьбу. Другие основные клинические журналы в равной мере рассматривают ка­чественное исследование с неблагоприятной точки зрения. Тем не менее данный аспект современного состояния развития методологии демонстрирует твердую приверженность медицинского образования методам качественного исследования. Нашей целью является оказание помощи читателям в примирении этих противоборствующих позиций.

Формулировка позиции редакционного совета BMJ информативна. Редакторам журнала приходится "принимать жесткие решения относительно того, насколько интересной будет статья для... читателей-клиницистов общего профиля, сколь много новой информации при­вносит статья, а также какова будет ее практическая ценность". Характеризуя "интересные статьи" как таковые, которые являются "определяющими", "могут быть обобщены", способ­ны "изменить врачебную практику" и помогающие клиницистам "принимать лучшие реше­ния", редакция описывает исследование эффективности. "Эффективные" практикующие врачи выбирают между ясно определенными альтернативами: им необходимы не привле­кательные слова, а очевидные количественные результаты. А ведь известный американский журналист Генри Луис Менкен (Henry Louis Mencken) в свое время сказал: "У всякой чело­веческой проблемы всегда есть хорошо известное решение - простое, приемлемое и, конеч­но, ошибочное". Дональд Шён (Donald Schon) называл простые, приемлемые, эффективные вмешательства "техническим рационализмом". Выполнение таких вмешательств на фоне со­циальных трудностей и неравенства происходит, согласно выражению Шёна, в "болотистых низменностях", где превалируют трудности, неопределенность, отсутствие стабильности, специфичность, а также конфликт ценностей. Качественное исследование обитает в болоти­стых низменностях. А обучение - не там ли? И даже клиническая практика?

Нарративные знания помогают клиницистам преодолевать неопределенности и не­однозначности, чего не могут обеспечить врачу парадигматические знания.

В 5 статьях по данной проблематике приводится описание зыбких, болотистых путей познания и исследования. Различие между парадигматическим (общим) и нарративным (частным, специфическим) знанием, определенное Бруннером (Brunner), упоминается в двух статьях. Наука, заключающая в себе воспроизводимые последовательности и обоб­щаемые сведения, является источником парадигматических знаний. Сосредоточение внимания на частностях (индивидуальный и контекстный факторы), благодаря которым какая-либо ситуация или опыт отличаются от остальных, генерирует нарративные зна­ния. Науки гуманитарного цикла в большей степени, нежели естественно-научные дис­циплины, предназначены для описания и изучения частностей. Нарративные знания по­могают клиницистам преодолевать неопределенности и неоднозначности, чего не могут обеспечить врачу парадигматические знания.

Весь хаос, характерный для существования человечества, а не только точные техниче­ские решения, является обоснованной темой для проведения исследования образования.

В одной из статей диапазон обсуждения расширяется от эффективности к воздей­ствию. Признавая, что исследование эффективности помогает разумно использовать весьма скудные ресурсы, авторы статьи утверждают, что качественное исследование вносит ясность в отношения между причиной и следствием. Авторами "поддерживается сбалансированный подход к демонстрации воздействия на практике". По словам Регера (Regehr), это переориентирует поиск от доказательного императива в направлении импе­ратива понимания. К примеру, представление сложности путем демонстрации того, как такая дисциплина как хирургия укрепляет и расширяет внутренние силы и возможности мужчин, давая им преимущество над женщинами, не может быть эффективным, однако может иметь далеко идущие социальные последствия.

Многие актуальные в данное время мировые проблемы, таких как войны, терроризм, массовые миграции населения, а также всплеск популистской политики в западных де­мократиях, берут свое начало в неравном распределении власти, привилегий и возможно­стей. По мере глобализации медицинского образования его руководителям все чаще при­дется осознавать и реагировать на проявления нестабильности и ценностные конфликты данного рода. Качественное исследование предоставляет руководителям инструмент - критический дискурсный анализ - для осуществления этого.

Мы окажем влияние на образование в том случае, если будем методологически эклек­тичны (многогранны. - Прим. перев.): выявляя и формулируя проблемы, изучая решения, обосновывая сделанный выбор на основе социально оправданных ценностей, а также эф­фективности. Применение методологического аппарата для качественного анализа про­блемы уровня состояния и развития медицинского образования в 2017 г. демонстрирует способность поискового исследования оказывать влияние, к которому исследование эф­фективности оказывается слепо.

Мы окажем влияние на образование в том случае, если будем методологически эклек­тичны.

Качественное исследование предоставит прочие преимущества в Утопии, где иссле­дователи рассудительно выбирают методологический аппарат. Старшие научные сотруд­ники будут готовы отложить в сторону позитивистские гипотезы и смиренно учиться у молодых ученых. Эксперты по методологии будут приветствовать в своих кругах неспе­циалистов. Эксперты и новички будут со всем вниманием слушать дилетантов, пациен­тов, а также представителей других областей научных знаний.

Нами были сопоставлены 2 временные тенденции: либеральная тенденция медицин­ского образования, являющаяся эклектичной, а также консервативный тренд, в котором все большее преимущество отдается парадигматическим нежели нарративным знаниям. Утописты будут "представлять трудность", следуя либеральной тенденции. Они будут бла­госклонно реагировать, более того, даже принимать незнакомые эпистемиологии (теории познания. - Прим. перев.), представленные в данном вопросе. Они будут чествовать рас­пространение качественного исследования за пределы новых появляющихся тем. Они от­кажутся от перекрестной проверки, контроля сотрудников и насыщения в качестве строгих судей. Утописты будут избегать слова "жаргон", когда исследователи будут писать в соав­торстве биографические встречи с пациентами, мыслить повествовательными категория­ми, а также отойдут от образовательной проблематики. Они будут тщательно принимать неудобные решения, касающиеся властных полномочий, привилегий и возможностей, даже сталкиваясь с ошеломляющей точностью дискурсного анализа. Данная проблема медицинского образования показывает множество полезных сторон проведения количе­ственного исследования. Давайте же строить Утопию сейчас!

Данная проблема медицинского образования показывает множество полезных сторон проведения количественного исследования.