Editorial

Мед. образование и проф. развитие. 2017. № 2-3. С. 3.

Уважаемые коллеги!

Только что завершилась очередная конферен­ция АМЕЕ - Международной ассоциации по ме­дицинскому образованию. В 2017 г. конференция прошла в Хельсинки и собрала рекордное коли­чество участников - 3920 из 92 стран. Как всегда программа конференции была очень насыщенной и включала 12 пленарных выступлений, 26 симпо­зиумов, 442 секционных доклада, 64 мастер-класса. Традиционно в программе конференции выделя­ются секции для докладов о диссертациях в сфере медицинского образования, в этом году прозву­чало 12 таких докладов. Новый формат презентации PechaKucha все чаще используется на конференци­ях АМЕЕ - спикер должен выступить с презентаци­ей из 20 слайдов, автоматически переключающихся через 20 мин. Было представлено 852 постерных до­клада и 77 электронных постеров, среди них жюри из 20 человек выбрало 3 лучших.

Одним из важных проектов АМЕЕ является ASPIRE - признание достижений в области меди­цинского образования. Комитет ASPIRE каждый год отбирает школы и отдельных преподавателей, достигших превосходства в различных категориях: повышение квалификации преподавателей, иссле­дования в медицинском образовании, оценка зна­ний, вовлечение студентов, социальная ответствен­ность, применение симуляционных технологий. В этом году первым из медицинских вузов пост­советского пространства премии ASPIRE удостоил­ся Карагандинский государственный медицинский университет - за превосходные программы обуче­ния в симуляционном центре.

Многие участники конференций АМЕЕ, по­мимо секций в основной сетке программы конфе­ренции, принимают участие в заседаниях групп по интересам и специальных комитетов по исследова­ниям в медицинском образовании, использованию симуляционных технологий, по преподаванию с использованием компьютерных технологий, по­вышению квалификации преподавателей и после­дипломному образованию. В 2017 г. дополнительно был учрежден комитет по непрерывному профес­сиональному развитию/непрерывному медицин­скому образованию (НМО).

В этом году мы открываем российский офис АМЕЕ на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Его основными задачами станут повышение квали­фикации преподавателей российских медицинских вузов, обмен передовым опытом с коллегами со всего мира. Надеюсь, конференция АМЕЕ-2018 в Базеле привлечет еще больше российских участников.

Значительные перемены происходят и в россий­ском медицинском образовании. Один из 4 приори­тетных проектов в сфере здравоохранения напрямую связан с медицинским образованием - он преду­сматривает развитие симуляционных аккредитационных центров и развитие НМО. Проект предпо­лагает создание большого количества электронных интерактивных модулей - 5000 единиц: по 1000 за каждый год проекта с публикацией на портале НМО Минздрава, однако никакого финансирования при создании модулей не предусматривается. Напомню, что в предыдущие годы в рамках реализа­ции Модели отработки основных принципов НМО было создано около 1000 таких модулей, более 700 из них прошло процедуру рецензирования, и в на­стоящее время они доступны на портале http://www.sovetnmo.ru. В то же время проект предусматривает значительные объемы финансирования для оснаще­ния аккредитационных центров симуляционным обо­рудованием. Так, в 2018 г. планируется дооснащение 97 уже созданных на базе образовательных и научных организаций аккредитационных центров, а в 2019- 2020 гг. - создание 17 независимых аккредитационных центров. Предполагается что управление неза­висимыми центрами возьмут на себя региональные медицинские профессиональные некоммерческие организации - те, чьи полномочия определены в ст. 76 323-ФЗ "Об основах охраны граждан в Рос­сийской Федерации".

Предполагается, что оснащение в рамках проек­та будет проводиться симуляционным оборудовани­ем преимущественно отечественного производства, и в этой связи нужно отметить, что сегодня произ­водством российских симуляторов для медицинско­го образования заняты не только "самоделкины", далекие от медицины и известные прежде всего агрессивным лоббированием своих интересов, но и серьезные российские компании, много лет глубо­ко погруженные в проблемы медицинского образо­вания и на самом деле имеющие опыт комплексного оснащения симуляционных центров.

Проект очень нужный и важный, уже за первые 2 года первичная аккредитация заставила образова­тельные организации по-новому взглянуть на про­цессы подготовки студентов-медиков и значительно усилить акцент на обучении практическим умениям, важно не сбавлять темп и продолжать внедрение неза­висимой оценки на всех этапах медицинского образо­вания. Процесс внедрения НМО уже сегодня привлек более 230 тыс. медицинских работников с высшим образованием, которые с энтузиазмом участвуют в мероприятиях, осваивают интерактивные образо­вательные материалы и формируют свои портфолио.

Конечно, далеко не все складывается так гладко, как хотелось бы. Так, для НМО до сих пор не при­нята нормативная база, а первичную специализи­рованную аккредитацию невозможно начать до утверждения профессиональных стандартов по всем специальностям. Все эти проблемы решаемы при нашем с вами активном участии, неравнодушном отношении к судьбе медицинского образования.

Дорогие коллеги, приглашаем вас активно высказывать свою точку зрения в нашем жур­нале и в дискуссиях на конференции "РОСМЕДОБР-2017", которая начнется совсем скоро - 5 октября!

Заместитель главного редактора

Залим Балкизов

Peer-review