Simulation-communication method of training in health organization and public health

Резюме 

With the goal of forming students profes­sional competences in the specialty health organization and public health at the department of public health and health N.A.Semashko Medical-prophylactic fac­ulty of the Sechenov First Moscow State Medical Universitywhen conducting prac­tical classes, business games and case stud­ies used simulation-communication meth­od. The method consists in the simulation during classroom conditions in which working professionals administrative staff of healthcare organizations. Training class prior to class being convert­ed into an office specialist in health organi­zation and public health trainees in the role of chief physician, deputy chief physician, head of the structural division, physician-practitioner or physician-statistics fulfill practical tasks in four thematic groups: presentation before a group; reception of visitors; setting tasks on the phone; check in by the waste document. Feature simulation communication meth­od is the possibility of its application not only for the formation of professional competencies of specialists in health or­ganization and public health during class­room lessons, but also to control the level of their training, and implementation of ca­reer guidance and professional selection of entrants before entering a residency or gradu­ate programs and that in modern conditions it is very important for the second stage of initial specialized accreditation experts.

Ключевые слова: • simulation-communication method • educational process • training of specialists • organization of healthcare and public health • vocational guidance • vocational selection • accreditation specialist • training control • department • educational organization

Мед. образование и проф. развитие. 2017. № 1. С. 59-65.

В современных условиях для образова­тельного процесса характерной чер­той является активное использование за­нятий практической направленности при подготовке специалистов здравоохране­ния [1, 2]. Указанное направление нашло отражение в Федеральных государствен­ных образовательных стандартах (ФГОС). Так, в частности сокращена доля лекцион­ного материала, основной упор сделан на проведение в аудиторное время практи­ческих занятий, в том числе при исполь­зовании дистанционных, электронных и сетевых форм обучения, предусмотрено прохождение практик и (или) стажиро­вок обучаемыми, обоснована целесоо­бразность перехода на компетентностный подход в образовании и др. Особенностью практической подготовки специалистов по организации здравоохранения и обще­ственному здоровью является необходи­мость приоритетного развития у них ком­муникативных навыков [3].

Цель данной работы - разработать и внедрить в об­разовательный процесс симуляционно-коммуникативный метод.

В своей работе мы использовали метод педагогического эксперимента, а также аналитический, логический и монографи­ческий методы.

База исследования: кафедра обще­ственного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко медико-профилакти­ческого факультета ФГБОУ ВО "Первый Московский государственный медицин­ский университет им. И.М. Сеченова" Минздрава России.

Для формирования у обучающихся профессиональных компетенций по спе­циальности организация здравоохранения и общественного здоровья на кафедре обще­ственного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко медико-профилактического факультета Первого МГМУ им. И.М. Се­ченова при проведении практических за­нятий, деловых игр и обучении с помо­щью метода кейсов, с 2016 г. используется симуляционно-коммуникативный метод. Суть метода заключается в имитации во время аудиторных занятий условий, в кото­рых работают специалисты административ­ного аппарата медицинских организаций.

Учебный класс перед занятием пере­оборудуется в рабочий кабинет специа­листа по организации здравоохранения и общественному здоровью. На основании положений, изложенных в приказе Мин­здрава России от 08.10.2015 № 707н "Об утверждении квалификационных требова­ний к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохране­ние и медицинские науки"" во время заня­тий обучаемые выступают в роли главного врача, его заместителя, заведующего струк­турным подразделением, врача-методиста или врача-статистика. Их рабочие места комплектуются ноутбуками, телефонными аппаратами и канцтоварами для ведения записей.

В соответствии с ранее полученными результатами о трудовых действиях, ко­торые выполняют врачи - организаторы здравоохранения и общественного здо­ровья в повседневной деятельности [3], профессорско-преподавательским соста­вом кафедры наработан банк практических заданий, который разделен на 4 тематиче­ские группы: выступление перед коллекти­вом; прием посетителя; постановка задач по телефону; проверка у исполнителя от­работанного документа.

С учетом практико- и личностно-ориентированного подходов преподава­тель дифференцированно, в соответствии с рассматриваемой темой занятия, исполь­зует практические задания. И в частности среди них он может выбрать несколько.

Выступление перед коллективом

- В должности заместителя главного врача по организационно-методической работе откройте научно-практическую конфе­ренцию "Актуальные вопросы оптими­зации качества медицинской помощи".

- В должности главного врача медицин­ской организации поздравьте на собра­нии коллектива юбиляра, который про­работал в больнице 35 лет и помог стать профессионалами нескольким десяткам врачей и многим медицинским сестрам.

- Вы трудоустроились в медицинскую организацию врачом-методистом, на собрании коллектива главный врач объявил о вашем назначении и предо­ставил вам слово, чтобы вы рассказали кратко о себе и др.

Прием посетителя

- К заместителю главного врача по лечеб­ной работе на прием пришел госпитали­зированный пациент и попросил пере­вести его в одноместную палату улуч­шенной планировки, обосновывая свою просьбу, спецификой заболевания, преж­ними заслугами и выпиской из данной палаты сегодня пациента, однако в дан­ную палату на следующий день заплани­рована госпитализация другого пациента.

- К главному врачу медицинской орга­низации пришел пациент и заявил о пропаже у него мобильного телефона во время медицинской процедуры.

- К заместителю главного врача по лечебной работе после амбулаторно­го приема пришел пациент и сообщил, что врач выписал ему медикаменты не на рецептурном бланке, а на листочке, без записи в медицинской книжке и др.

Постановка задач по телефону

- В должности главного врача город­ской клинической больницы, исполь­зуя демократический стиль управ­ления, уточните у заместителя по организационно-методической работе о выполнении задачи по подготовке проекта приказа по проведению дис­пансеризации сотрудников городской клинической больницы.

- В должности главного врача город­ской больницы, используя автори­тарный стиль управления, поставь­те задачу заместителю по санитарно-эпидемиологическим вопросам о необ­ходимости усиления контроля качества проводимой дезинфекции в больнице и вывоза для утилизации медицинских отходов и инструментария группы Б.

- В должности врача-статистика уточни­те у заведующего хирургическим отде­лением, являющегося неформальным лидером, почему он своевременно не представил статистические показатели о работе отделения за год и др.

Проверка у исполнителя отработанного документа

- К главному врачу городской больницы на прием пришел заведующий хирурги­ческим отделением и принес служебную записку с просьбой закупить и устано­вить в перевязочной кондиционер, но в медицинской организации в настоящее время денег на данные работы нет.

- К главному врачу городской больни­цы пришел врач-терапевт, который безупречно проработал в медицинской организации более 20 лет и принес заявление об увольнении по собствен­ному желанию.

- Главному врачу медицинской органи­зации заместитель по организационно-методической работе принес на под­пись приказ о проведении научно-практической конференции и др.

Во всех документах, которые представ­ляются главному врачу на подпись, пред­намеренно внесены ошибки. Задача обу­чаемого в роли главного врача найти эти ошибки и поставить задачу исполнителю по их исправлению.

Симуляционно-коммуникативный ме­тод дает возможность одновременно оцени­вать у обучающихся уровень их теоретиче­ской подготовки по отрабатываемым зада­ниям, способность принимать правильные решения и доводить их до подчиненных, умение использовать коммуникативные навыки при взаимодействии с колле­гами. Благодаря этому симуляционно-коммуникативный метод может эффек­тивно применяться без дополнительных финансовых затрат не только во время ауди­торных занятий для формирования профес­сиональных компетенций специалистов, но и для контроля уровня их подготовки. Он может использоваться в процессе профори­ентации и профотбора абитуриентов перед поступлением в ординатуру или магистра­туру и, что в современных условиях очень важно, для проведения второго этапа пер­вичной специализированной аккредитации специалистов.

В процессе профориентации по специ­альности "организация здравоохранения и общественного здоровья" симуляционно-коммуникативный метод позволяет аби­туриенту достаточно быстро провести самооценку соответствия личного плана карьерного роста с имеющимися у него возможностями по его достижению, а про­фессорско-преподавательскому составу ка­федры объективно оценить наличие у соис­кателя управленческих способностей и сде­лать правильный профотбор.

В случае использования симуляционно-коммуникативного метода для первичной специализированной аккредитации спе­циалистов оборудование помещения будет иметь некоторые особенности. В отличие от аккредитации специалистов клиниче­ского профиля, когда с учетом их большой численности приходится создавать в образовательной организации несколько цепо­чек из 5 станций объективного структури­рованного клинического экзамена (ОСКЭ) [4, 5], при небольшой численности выпуск­ников врачей-организаторов здравоохране­ния и общественного здоровья становится возможно оборудовать только одну стан­цию объективного структурированного административного экзамена (ОСАЭ). Для ее комплектования потребуется следующее оборудование: стол - 4 шт. (для оборудования рабочего места аккредитуемого и посетителя в виде буквы Т - 2 шт., для экспертов - 2 шт.); стул - 5 шт.; трибуна - 1 шт.; телефонный аппарат - 1 шт.; ноутбук - 1 шт.; мульти­медийный проектор для отображения на экране текста полученного задания - 1 шт.; экран - 1 шт.; канцтовары (блокнот для за­писей, ручка) - 4 компл.; стационарная видеокамера, подключенная к записываю­щему устройству и монитору для просмотра выполненных действий, - 1 шт.; фантом для проведения сердечно-легочной реани­мации - 1 шт.; часы - 1 шт.; чек-лист - по количеству аккредитуемых лиц.

Учитывая необходимость проверки у врачей - организаторов здравоохранения и общественного здоровья способности публичного выступления перед коллекти­вом, при оборудовании станции ОСАЭ не нужно отгораживать зеркальным окном аккредитуемого от экспертов, а для сниже­ния субъективности при оценке практиче­ских действий аккредитуемых лиц для этого следует привлекать не одного эксперта, как это предусмотрено на станциях ОСКЭ [6], а трех: представителя профессиональной некоммерческой организации, работода­теля и сотрудника образовательной или научной организации. Время для оценки каждого коммуникативного навыка в симуляционных условиях, в том числе для выполнения сердечно-легочной реанима­ции, может быть сокращено с 10 до 5 мин. В результате через одну станцию ОСАЭ за 8 ч рабочего дня при оценке 5 прак­тических навыков смогут пройти 16-19 врачей - организаторов здравоохранения и общественного здоровья, что достаточно не только при выпуске ординаторов и ма­гистров, но и лиц, завершивших освоение дополнительных профессиональных про­грамм профессиональной переподготовки.

Для оценки качества практических дей­ствий аккредитуемых лиц в симуляционных условиях можно использовать чек-лист, в котором нами для анализа предложены 10 параметров: внешний вид аккредитуе­мого; быстрота ориентирования в сложив­шейся ситуации; способность налаживания контакта с собеседником или аудиторией; готовность выслушать собеседника; про­фессионально принятое решение; убеди­тельная речь; последовательность изложе­ния мысли; доброжелательное общение; поза, мимика, жесты; способ завершения общения. Каждый параметр может оцени­ваться экспертами, как это уже апробиро­вано на первичной аккредитации специа­листов, по 3-балльной шкале: 0 - действие аккредитуемого неверное; 1 - действие аккредитуемого не обеспечивает дости­жение цели; 2 - действие аккредитуемого правильное. Результат выполнения всех практических навыков в симуляционных условиях выставляется с учетом доли пра­вильно выполненных действий: ≥70% - сдано, ≤69% - не сдано [7].

В отличие от чек-листов, разработан­ных для прохождения станций ОСКЭ по другим специальностям, предложенный нами вариант не носит излишней детали­зации в оценке практических действий, которая отвлекает внимание экспертов при их заполнении, от контроля действий аккредитуемого лица. Данный чек-лист при необходимости может заполняться с использованием компьютера или план­шета с последующей автоматической об­работкой и выставлением общей оценки.

Простота и надежность в использова­нии симуляционно-коммуникативного метода позволяет его применять не только для специалистов по организа­ции здравоохранения и общественному здоровью, но и в случае наработки со­ответствующих практических заданий, для проведения второго этапа первич­ной и первичной специализированной аккредитации специалистов по специ­альностям "медико-профилактическое дело", "фармация" и др., где необходимо оценить коммуникативные способности выпускников.

В заключение настоящей статьи сле­дует отметить, что использование в обра­зовательном процессе разработанного на кафедре общественного здоровья и здра­воохранения им. Н.А. Семашко медико-профилактического факультета Первого МГМУ им. И.М.Сеченова симуляционно-коммуникативного метода не только способствует повышению степени овла­дения учебного материала обучаемыми, но и мотивирует их на активное участие в проводимом занятии, что в целом обе­спечивает качественное освоение ими про­фессиональных компетенций и успешное прохождение различных видов контроля подготовки.

Литература

1. Глыбочко П.В. Концепция развития профессионального медицинского и фармацевтического образова­ния // Мед. образование и вузовская наука. 2013. № 3. С. 4-8.

2. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Манерова О.А., Козлов В.В. и др. Особенности реализации непре­рывного медицинского образования специалистов здравоохранения в России // Современные подходы к продвижению здоровья : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Гомель : ГомГМУ, 2016. С. 58-60.

3. Решетников В.А., Коршевер Н.Г., Доровская А.И. Компетентностный подход к подготовке специали­стов в области управления здравоохранением // Сеченовский вестн. 2016. № 2. С. 27-32.

4. Балкизов З.З., Семенова Т.В. Объективный структурированный клинический экзамен. Руководство // Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 3. С. 27-51.

5. Свистунов А.А., Колыш А.Л., Горшков А.Д. Роль медицинского сообщества в развитии симуляционного обучения в России // Мед. образование и вузовская наука. 2013. № 3. С. 68-71.

6. Свистунов А.А., Сизова Ж.М., Трегубов В.Н. Аккредитация специалиста здравоохранения как стартовая площадка непрерывного медицинского образования // Анест. и реаниматол. 2016. Т. 61, № 4. С. 253-256.

7. Свистунов А.А., Сизова Ж.М., Трегубов В.Н. Методическое сопровождение аккредитации специалистов здравоохранения// Мед. образование и проф. развитие. 2016. № 1. С. 54-59.

Peer-review